Официальная страница Стратегии 2050

Документы

Доклад министра финансов Б.Жамишева на заседании коллегии ведомства 8 февраля 2013 года

Уважаемый Серик Ныгметович !
Уважаемые приглашенные, коллеги!

Прежде всего разрешите вас всех поприветствовать и поблагодарить за участие в заседании.
14 декабря 2012 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с посланием «Стратегия Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства»
Где отметил, что сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.

Исполнение Республиканского бюджета 2012 года было направлено на реализацию задач поставленных в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» и соответствовало прогнозам макроэкономических показателей на 2012-2016 годы.
О доходах
По состоянию на 1 января 2013 года доходы государственного бюджета, с учётом уточнения, исполнены на 101,5%, налоговые поступления - на 101,9 %.
По основным доходным источникам план выполнен. Вместе с тем по корпоративному подоходному налогу факт сложился на уровне 96,3% от плана. Если бы бюджет не был уточнен, то исполнение было бы на уровне 75,2%.
Из всех факторов, которые повлияли на снижение поступлений КПН и по которым давались объяснения при уточнении бюджета, отмечу один. В течение года мировые цены на металлы были нестабильны и, как следствие, произошло снижение производства и реализации.

Так, снижение средних цен на металлы за 11 месяцев 2012 года составило: на свинец – 22,4%, цинк – 12,7%, медь – 11,2%, алюминий – 16,4%, феррохром - 11%. В этой связи по крупным предприятиям снизились платежи КПН по сравнению с предыдущим годом.
Снизившаяся налоговая база 2012 года, без учёта которой сформирован бюджет текущего года, требует от МФ очень эффективной работы по исполнению бюджета 2013 года.
По налогу на добавленную стоимость за 2012 год поступило 914,4 млрд.тенге или 103,1% к плану. Если бы бюджет не был уточнен, то исполнение по НДС составило бы 91%.
По НДС на импорт из стран Таможенного союза план исполнен на 101,3% - на перевыполнение повлиял рост импорта из этих стран по сравнению с прошлым годом на 10,5%, что говорит о положительном эффекте процессов интеграции в Таможенном Союзе.
По индивидуальному подоходному налогу план исполнен на 106%, по социальному на 104,7%. По сравнению с 2011 годом поступления в бюджет увеличились соответственно на 62,3 млрд. тенге и 44,2 млрд. тенге, что отражает позитивную тенденцию в сфере занятости.

О Национальном фонде
Средства Национального фонда по состоянию на конец 2012 года, без инвестиционного дохода, составили 10 062,8 млрд. тенге.

О недоимке
В течение 2012 года проведена работа по сокращению недоимки и недопущению ее роста. В итоге недоимка снизилась на 142,9 млрд. тенге, и по состоянию на 1 января 2013 года составила 81,3 млрд.тенге.
В настоящее время имеется резерв для дальнейшего уменьшения недоимки, поскольку 40,5%, приходится на недоимку безнадежную к взысканию, материалы по которой переданы в правоохранительные органы в связи с наличием признаков лжепредпринимательства.

О расходах
Расходы республиканского бюджета на 1 января 2013 года составили 5 795,7 млрд.тенге или исполнены на 99,3 %. Слайд 5
Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 0,7 %, или 41,6 млрд.тенге, что на 0,1 процентных пункта меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Из недоосвоенных 41,6 млрд.тенге, по предварительным данным администраторов республиканских бюджетных программ, планируется перенести на 2013 год на финансирование неоплаченной части зарегистрированных обязательств 2012 года 12,2 млрд.тенге из-за переноса сроков исполнения договоров. Слайд 6
Из оставшейся суммы, план не исполнен на сумму 25,1 млрд.тенге, по следующим причинам:
- 2,1 млрд. тенге экономия по результатам госзакупок, по ФОТ, социальному налогу, банковским услугам, по зарплате внештатных работников, курсовая разница и остаток неиспользованных средств;
- 23,1 млрд.тенге экономия по общегосударственным расходам, в том числе:
- 17,4 млрд.тенге экономия по резерву Правительства РК;
- 5,7 млрд. тенге экономия по обслуживанию правительственного долга.
Неосвоение на сумме 4,3 млрд.тенге, сложилось за счет:
- 0,2 млрд. тенге несостоявшиеся конкурсы;
- 4,1 млрд. тенге по причине незаключения договоров, несвоевременного принятия нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ.
За 2012 год из республиканского бюджета регионам были выделены целевые трансферты на сумму 889,3 млрд.тенге, из которых освоено 871,5 млрд.тенге, или 98%. По итогам отчетного периода отставание по освоению средств целевых трансфертов на местном уровне составило 17,8 млрд.тенге.

О государственном долге
Согласно опубликованному «Отчету глобальной конкурентоспособности 2012-2013» Всемирного экономического форума Казахстан по суб-индексу «Государственный долг» занимает 14-ое место. В предыдущем отчете – 12-ое место. В связи с тем, что бюджет 2012 года уточнен с увеличением дефицита, рост долга закономерен.
По состоянию на 1 января 2013 года государственный долг (без учета взаимных требований) составил 3 828,3 млрд. тенге (25,4 млрд. долл. США) или 12,2% ВВП, в т.ч. правительственный долг составил 3 626,7 млрд. тенге (24,1 млрд. долл. США).
По итогам 2012 года уровень правительственного долга и потоки по его обслуживанию и погашению находятся в допустимых и безопасных пределах. По отношению к ВВП долг Правительства составил 11,5%. При текущих уровнях инфляции и ставок процента долговая нагрузка на бюджет находится на приемлемом уровне, которая сложилась в 2012 году на уровне 8,5% (ограничением является 15%-ный рубеж).
В целях исполнения поручения о мониторинге за состоянием долга субъектов квазигоссектора, Министерство финансов приняло участие при разработке МЭРТ РК Перечня нормативных правовых актов (одобрен Зам.Премьер-Министра РК К. Келимбетовым от 28.08.12), в которые предполагается внесение изменений и дополнений в целях совершенствования управления госдолгом.
В настоящее время МЭБП и МФ проводится работа по внесению изменений в Концепцию по управлению долгом.
В 2012 году в рамках казахстанского участка международного коридора «Западная Европа – Западный Китай» подписаны Соглашения по 4-м займам (Обход города Тараз, Алматы-Хоргос, Шымкент-Жамбылская обл., Шымкент-Ташкент).
Необходимо обеспечить скорейшее завершение внутригосударственных процедур по ратификации названных соглашений для обеспечения начала финансирования строительных работ по проекту.
О финансовом контроле
В 2012 году продолжена работа по контролю использования бюджетных средств органами Комитета финансового контроля, при этом планированием проверок на основе Системы управления рисками достигнуто снижение проверок на 10% в сравнении с 2011 годом при сохранении объема охвата контролем бюджетных средств и увеличении выявленных финансовых нарушений в 1,6 раза (2011г. – 208,0 млрд. тенге, 2012г. – 333,5 млрд. тенге). Нарушений законодательства о государственных закупках установлено в более 18 тысячи процедур на сумму 219,4 млрд.тенге.

Продолжена работа по устранению выявленных нарушений: по итогам контроля в бюджет возвращено и восстановлено товарами, работами и услугами 124,6 млрд.тенге, что более чем в два раза больше итогов 2011 года (52,7 млрд.тенге); к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечено более 6 тысячи ответственных работников; к административной ответственности – около 2 тысяч должностных лиц (сумма наложенных штрафов составила 406,3 млн. тенге); в правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено свыше тысячи материалов на сумму 109,5 млрд.тенге.
В реализацию поставленных на 2012 год задач утверждены со Счетным комитетом и согласованы с ревизионными комиссиями Правила взаимодействия органов государственного финансового контроля в целях исключения дублирования контрольных мероприятий.

В прошедшем году запланированы и исполнены мероприятия по вмененным функциям в рамках контроля эффективности и контроля субъектов квазигосударственного сектора.

Вашим Распоряжением, уважаемый Серик Ныгметович (от 03.01.2013г. № 235-р), создана рабочая группа по выработке предложений по разработке Концепции. Одновременно Министерством финансов внесена на Межведомственную комиссию по административной реформе Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О государственном финансовом контроле и аудите в Республике Казахстан».

Теперь, позвольте кратко остановиться на важнейших поручениях и задачах, которые реализовывались в течение 2012 года
В целях развития электронного Правительства с 1 января 2013 года информационные системы налогового администрирования и платежные системы республики переведены на использование идентификационных номеров ИИН/БИН и работают в штатном режиме.
За 2012 год налоговыми органами была дополнительно отработана сверка ИИН по 4 млн. гражданам.
Переход на ИИН/БИНы заменил предоставление сразу 3 документов (РНН, СИК и удостоверение личности), что позволит ускорить получение государственных услуг. В частности это позволяет сократить сроки регистрации бизнеса с 10 до 1 дня, избежать ранее имевшихся ошибок не соответствия РНН - СИКу при выплате пенсий и социальных отчислений и др.
В целом поставленная задача выполнена. Теперь необходимо завершить сверку с базами данных отдельных госорганов. Поручаю это сделать до 31 марта.

Касательно перехода всех торгующих на рынках на другие режимы налогообложения.
В 2012 году завершена работа по переходу предпринимателей, от разовых талонов на статус индивидуальных предпринимателей. Это обеспечивает прозрачность и цивилизованную торговлю. Из 88 тыс. перешли на патент - 53тыс, остальные на другие режимы.
Поручение выполнено. Теперь необходимо продолжить работу в русле мониторинга проблем, возникающих у предпринимателей, и оказания консультационной помощи.

О госзакупках
Во исполнение поручения, данного Президентом на расширенном заседании Правительства 27 января 2012 года, на государственном веб-портале закупок создан модуль анализа цен на закупаемые товары, работы и услуги, обеспечено подключение квазигосударственного сектора в части размещения информации о проводимых закупках.
В рамках этих мероприятий была реализована интеграция с Самрук – Казына, в части использования единого классификатора товаров, работ и услуг.
Поручение выполнено. В предстоящих 2013-2014 годах данная интеграция позволит обеспечить использование базы данных по ценам на закупаемые товары, работы и услуги при закупках как квазисектора, так и госсектора.
О нашем видении дальнейшего развития системы государственных закупок, включая создание единого оператора госзакупок, докладывалось 5 февраля на селекторном совещании под Вашим, Серик Ныгметович, руководством.
Вами были даны соответствующие поручения.
Также планируется обеспечить расширение функциональности и прозрачности процедуры заключения договор путем заключения электронных договоров на портале с использованием ЭЦП между заказчиком и поставщиком государственных закупок.
Правительству 3 июля 2012 года по итогам расширенного заседания было поручено обеспечить корректировку планов государственных закупок центральных и местных государственных органов, а также подведомственным им организаций, о приобретении отечественного автотранспорта.
Поручение также выполнено. В итоге, за 2012 год закуплено 2553 единицы отечественного автотранспорта на сумму 11,7 млрд.тенге, что больше на 467 единиц от запланированного закупа и 1365 единиц импортного производства на сумму 9,8 млрд.тенге, что меньше на 228 единиц от запланированного закупа к которым относятся специализированные автотранспортные средства, не производимые в Казахстане.
С 1 января 2013 года внедрен переход государственных учреждений на метод начисления в соответствии с МСФООС (решены вопросы методологического, информационного обеспечения, обучено 1167 специалистов).
Это позволит повысить прозрачность и информативность финансовой отчетности. Одно из новшеств перехода на метод начисления - Учетная политика - единая для всех уровней бюджетов, обеспечивающая приведение системы учета в государственном секторе к сопоставимости финансовой отчетности и последующей консолидации.
При этом, само Министерство осуществило переход на метод начисления с одновременным созданием программного продукта в проекте «е-Минфин».
По результатам Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума в 2012 году достигнута 74-ая позиция по показателю «Степень стандартов аудирования и отчетности» с улучшением на 14 позиций от запланированного показателя (90).
С целью снижения нагрузки на субъекты малого бизнеса с 1 января 2013 года освобождены от обязательного ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности большинство категорий индивидуальных предпринимателей.
Для юридических лиц субъектов малого предпринимательства разработан Национальный стандарт финансовой отчетности, который сокращен в 2 раза по сравнению с действовавшим.
Для субъектов среднего бизнеса внедрен соответствующий Международный стандарт, который будет способствовать улучшению качества финансовой информации предприятий среднего бизнеса и повышению уровня доверия к ним со стороны инвесторов.

По работе казначейства
Для повышения эффективности взаимодействия с государственными учреждениями в 2012 году и как важнейший инструмент обеспечения дистанционного обслуживания органов местного самоуправления без создания подразделений казначейства на административном уровне ниже района, продолжилось развитие Информационной системы «Казначейство-клиент».
И сегодня уже время обслуживания государственных учреждений и обработки заявок на регистрацию договоров и обработки счетов к оплате через ИС «Казначейство-клиент» составляет - 16 рабочих часов, против 48 часов затрачиваемых ранее (на 2013 год запланировано 8 часов).

В ИС «Казначейство-клиент» в пилотной зоне (ДК по г. Астана) работает - 212 государственных учреждений без особого режима доступа.
Комитету казначейства необходимо в 2013 году обеспечить внедрение Информационной системы «Казначейство-клиент» во всех государственных учреждениях без особого режима работы, с соответствующим уровнем технического оснащения для подключения к ИС.
Хочу обратиться к Вам, Серик Ныгметович, как Председателю Республиканской бюджетной комиссии, о необходимости финансирования в 2014 году всех республиканских государственных учреждений, техническое состояние которых не позволяет внедрить систему «Казначейство-клиент», а также соответствующие поручения дать Акимам для финансирования государственных учреждений из средств местных бюджетов.
Комитету, как оператору в сфере электронных счетов фактур в рамках ТЭО «Информационная система по приему и обработке электронных счетов-фактур (создание)» необходимо обеспечить разработку ИС «По приему и обработке электронных счетов-фактур», как важнейшему инструменту повышения эффективности налогового администрирования и борьбы с лжепредпринимательством.

По работе с несостоятельными должниками
Введен в действие Закон РК по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий, расширивший возможности восстановления платежеспособности для субъектов бизнеса путем введения новой ускоренной реабилитационной процедуры (внесудебного способа урегулирования задолженности) и повышения эффективности действующей процедуры реабилитации.
Только в 2012 году с учетом принятых норм в процедуру реабилитации введено 48 организаций, что на 6 % больше чем в 2011 году и на 30% чем в 2010 году.
Для повышения эффективности проведения процедуры банкротства, в декабре 2012 года разработан законопроект и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Вместе с тем, в ходе проведенного камерального контроля у 134 банкротов (10 % от общего числа) выявлены нарушения с высокой степенью риска преднамеренного и ложного банкротства (проведение операций по выписке счетов-фактур на общую сумму 6,7 млрд.тенге (НДС-799,2 млн.тенге), наличие внешнеэкономических сделок на сумму 188,8 млн.долл.США, участие в государственных закупках на сумму 8,3 млрд.тенге).
В связи с чем, Комитету поручаю в целях предотвращения неправомерных действий при банкротстве внедрить Систему оценки рисков для организации плановых проверок субъектов-бизнеса банкротов, продолжить работу по камеральному контролю, в том числе с использованием информационных технологий.
Для этого, необходимо усилить взаимодействие с заинтересованными госорганами, для получения информации о сделках и совершенных финансовых операциях банкротов, а также с правоохранительными органами.
В целях обеспечения максимального погашения требований кредиторов, а также сокращения расходов на проведение процедуры ликвидации, рассмотреть вопрос внедрения электронных аукционов.

По вопросам государственного имущества и приватизации
Приоритетным направлением в деятельности Комитета госимущества и приватизации в текущем году является исполнение поручений Главы государства, данных на совещании Правительства 23 января 2013 года, по передаче излишних площадей республиканских государственных учреждений и предприятий, в т.ч. сдаваемых в аренду, под детские сады и школы, выставления на продажу для передачи в частный сектор.
Во исполнение данного поручения будет проведена инвентаризация объектов недвижимости ГУ, РГП и площадей, сдаваемых в аренду.
В целях своевременного и качественного проведения инвентаризации разработан соответствующий План мероприятий (согласовывается с НДП «Нур Отан»), в результате инвентаризация пройдет на 3227 ГУ и РГП (с филиалами), на балансах которых числится более 10 тыс. помещений, зданий и сооружений.
Результаты инвентаризации позволят:
- внести предложения по оптимальному размещению сотрудников ГУ и РГП;
- определить и передать площади, на которых возможно создать детские сады или мини-центры, в коммунальную собственность;
- с участием Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» передать субъектам частного предпринимательства.
Как первоочередные мероприятия по исполнению поручения Главы государства о «второй волне» приватизации нестратегических объектов республиканской собственности, Министерство финансов РК уже сейчас предлагает: включить в График продажи объектов республиканской собственности 10 госпакетов (госдолей) организаций, в уставных капиталах которых доля государства не превышает 50%; 14 тыс.кв.м. площадей, переданных в аренду в 2012 году (с согласия соответствующих государственных органов).
Далее, для реализации поставленной задачи необходимо возобновить работу «Комиссии по вопросам повышения эффективности деятельности субъектов квазигосударственного сектора», с целью упорядочения их деятельности в конкурентной среде; расширить состав Комиссии, дополнив представителями отраслевых министерств и НЭПК «Атамекен»; обследовать товарные рынки с учетом административно-территориального устройства, на которых действуют государственные предприятия, юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей), которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица; подготовить заключения об уровне развития конкуренции на данных товарных рынках, в том числе о целесообразности дальнейшей деятельности на данном товарном рынке организаций квазигосударственного сектора; принять Комиссией решения по дальнейшей деятельности государственных предприятий на данной территории с учетом заключений НЭПК «Атамекен» по передаче их субъектам частного предпринимательства на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
Необходимо будет скоординировать работу с местными исполнительными органами для проведения аналогичной работы с объектами коммунальной собственности, с АО «ФНБ «Самрук-Казына» - по приватизации непрофильных активов холдинга.
Уважаемый Серик Ныгметович, Вами уже принято решение о создании комиссии под Вашим руководством для координации всей этой работы.

По фискальным функциям
Во исполнение поручения Главы государства о повышении эффективности работы фискальных органов, данных на расширенном заседании Правительства РК 27 января 2012 года, утвержден План мероприятий, с 17 государственными органами и 3 уполномоченными органами, где предусмотрен комплекс мер по улучшению налогового и таможенного администрирования.
О проведенной работе данных комитетов доложат руководители этих служб Министерства.
Общенациональным планом к посланию Президента Республики Казахстан Министерству финансов поручено принять меры, по упрощению налогового и таможенного администрирования, минимизации налоговой отчетности с поэтапным переходом на электронную отчетность.
В настоящее время количество налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность в электронном виде составляет 85% от общего количества. В 2011 году проведено сокращение отчетности на 30%, в 2012 году еще на 30%.
Но, в тоже время широк круг разрешительных документов, предоставляемых при таможенном декларировании. Так, существует 52 разрешительных документа различных госорганов, из которых по состоянию на 31 декабря 2012 года всеми госорганами автоматизировано – 25 документов, запланировано автоматизировать в 2013 году – 16 документов, в 2014 году – 11 документов.
На совещании с руководителями правоохранительных служб Глава государства акцентировал внимание на важности перехода на электронное декларирование экспортно-импортных операций, упрощении для участников ВЭД таможенного администрирования.
Реализация данных поручений должна быть во главе угла деятельности Комитета таможенного контроля.

Относительно другого поручения Главы государства: ревизии всех действующих налоговых льгот на предмет их эффективности. По предварительному анализу, имеется 281 налоговая льгота из них 163 нестандартных, которые следует тщательно рассмотреть. Уже по 19 крупным сформулированы предложения. Поручаю данную работу завершить до 1 мая и представить ее результаты в МЭБП.

В 2012 году обозначены приоритеты по реформированию налогообложения субъектов АПК.
В настоящее время режим единого земельного налога применяют порядка 147 тыс. действующих крестьянских и фермерских хозяйств, он заменяет уплату 6 налогов и взимается со стоимости гектаров. Соответственно, нет требований вести учет доходов, а главное - расходов, в том числе по заработной плате. Отдельным вопросом является очень низкие отчисления пенсионных взносов за своих работников.
Концептуальные подходы Налоговым Комитетом подготовлены, поэтому поручаю просчитать предложения на конкретных примерах совместно с общественными объединениями сельхозтоваропроизводителей.

Министерством финансов внесены соответствующие поправки в законодательные акты, устанавливающие ответственность за отсутствие POS - терминалов у торгующих (обслуживающих) организаций.
Требование по установке POS – терминалов для 17 категорий видов деятельности существует уже 7 лет, но только после введения ответственности за неисполнение этого требования многие предприниматели и ассоциации озаботились исполнением этого требования.
С 1.01.2014 года круг таких лиц расширится до индивидуальных предпринимателей, применяющий специальный налоговый режим.
Поскольку для этой категории предприятий – это будет действительно новое требование, поручаю НК проработать совместно с НБ и представить информацию о готовности новой категории лиц (ИП на СНР) к применению POS - терминалов. Необходимо по ИП на СНР совместно с НБ, банками второго уровня проработать чёткий график установки POS - терминалов.
По международному налогообложению в 2012 году начата работа по инвентаризации и анализу действующих Налоговых конвенций на соответствие новым международным стандартам. Проанализировано и подготовлено 7 проектов Протоколов, которые будут предложены зарубежным партнерам.
Поручаю продолжить данную работу.

По вопросам финансового мониторинга
В течение 2012 года проводилась работа по национальной оценки рисков отмывания доходов (НОР ОД).
В данное время проводится исследование по оценке рисков финансирования терроризма.
Во исполнение поручения Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Министерством разработан и направлен на визирование в государственные органы законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
Законопроект разработан в целях реализации отчёта о взаимной оценке Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и направлен на дальнейшее совершенствование национальной системы финансового мониторинга.
В настоящее время законопроект находится на визировании в государственных органах. С учётом состоявшейся миссии ЕАГ и отказом миссии признать подготовку проекта закона достаточным условием выполнения требований предыдущей оценочной миссии ЕАГ, необходимо ускорить не только внесение законопроекта в Парламент, но его скорейшее принятие. Прошу, Серик Ныгметович, Вашего содействия.
Об организации деятельности
В 2012 году в Стратегический план Министерства были внесены существенные изменения. Если ранее Стратегический план МФ РК содержал 2 направления, то в 2012 году на 2011 - 2015 годы закреплена реализация 5 направлений, которые включают 18 целевых индикаторов, и 33 показателя прямых результатов, обеспечен полный охват основных сфер деятельности Министерства финансов.
С учетом предстоящего внедрения системы государственного аудита предстоит пересмотреть полномочия и структуру Комитета финансового контроля.
Завершение работ по «второй волне» приватизации и оптимизации площадей госорганизаций повлечёт за собой переосмысление полномочий и структуры Комитета госимущества и приватизации.
В соответствии с предстоящим внесением в Парламент проекта закона будут исключены разрешительные полномочия и усилены контрольные Комитета по работе с несостоятельными должниками. Это потребует также пересмотреть структуру этого Комитета.
Логика всех предпринимаемых мер по совершенствованию таможенного администрирования потребует изменения структуры и полномочий Комитета таможенного контроля.
Всё это предстоит сделать в этом году.
Благодарю за внимание!