20 Май 2021, 14:24
19 марта т. г. депутаты Cената Парламента РК М. Кул-Мухаммед, Н. Нурсипатов, С. Ершов, К. Кожамжаров, Т. Мусабаев, Д. Нуржигитова направили депутатский запрос касательно отдельных интеграционных процессов в рамках ЕАЭС
Премьер-Министр РК
Рассмотрев ваш запрос об отдельных интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), сообщаю следующее.
Анализ и прогнозы влияния принимаемых обязательств на все аспекты жизнедеятельности страны проводятся на стадии разработки и согласования проекта международного договора, то есть до его заключения. Требования к видам, порядку проведения экспертиз, публичному обсуждению проектов международных договоров и соответствующих нормативных правовых актов заложены в законах «О международных договорах Республики Казахстан» и «О правовых актах», а также в Регламенте Правительства Республики Казахстан (далее – Регламент Правительства).
Относительно внесения законопроектов о ратификации международных договоров, влияющих на социальное самочувствие населения, с развернутыми прогнозами и последствиями с адресным и целевым характером использования вышеуказанных видов налоговых поступлений
Согласно пункту 6 статьи 5 Закона «О международных договорах Республики Казахстан» предложения о подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров и присоединении к ним должны содержать обоснование целесообразности их подписания, ратификации, утверждения, принятия и присоединения к ним, включая определение соответствия проектов международных договоров законодательству и международным договорам Республики Казахстан, результаты, оценку возможных политических, правовых, финансово-экономических и иных последствий заключения международных договоров, результаты научной экспертизы.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства анализ возможных последствий заключения международных договоров, включая влияние на социальную обстановку и конкретные финансовые расчеты, должен осуществляться до подписания международного договора.
Относительно публичного обсуждения проектов международных договоров путем их размещения на интернет-портале и последующего разъяснения ключевых их положений, как это предусмотрено в Законе от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», что позволило бы более полно определять социально- кономические и иные последствия, а также возможные риски
Вопросы публичного обсуждения проектов международных договоров регламентируются Законом «О правовых актах» и Регламентом Правительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона «О правовых актах» органы-разработчики направляют в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен») и экспертные советы уведомления о размещении консультативного документа или соответствующего проекта нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства, на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для получения экспертных заключений, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами.
Согласно пункту 6 статьи 19 Закона «О правовых актах» проекты нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы субъектов частного предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая размещение на интернет-ресурсах до их рассмотрения НПП «Атамекен» и экспертным советом.
Кроме того, пунктом 34-1 Регламента Правительства установлена обязанность органа-разработчика одновременно с направлением проекта постановления на согласование в заинтересованные государственные органы размещать проект постановления, пояснительную записку и другие необходимые документы к нему на своем интернет- ресурсе с учетом требований пункта 50 Регламента Правительства, в том числе по вопросам заключения, выполнения, изменения и прекращения международных договоров Республики Казахстан.
Орган-разработчик со дня разработки проекта постановления, имеющего социальное значение, размещает на своем интернет-ресурсе (веб-сайте) пресс-релиз на государственном и русском языках, а в случае необходимости – на иных языках.
Таким образом, действующим законодательством необходимость публичного обсуждения проектов международных договоров, затрагивающих интересы частного бизнеса и общества, урегулирована.
Относительно внедрения ответственности и критериев оценки эффективности деятельности должностных лиц, инициировавших договоры, которые привели к негативным социально-экономическим последствиям
В соответствии со статьей 31-1 Закона «О международных договорах Республики Казахстан» нарушение законодательства о порядке заключения, выполнения, изменения и прекращения международных договоров Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии с законами.
Вопрос ответственности за заключение международного договора, который привел к негативным социально-экономическим последствиям, регулируется соответствующими положениями гражданско-правового, административного и уголовного законодательства.
При этом должен быть установлен факт возникновения ущерба и его размер, определена причинно-следственная связь между заключением международного договора и возникшим ущербом, доказана вина ответственного должностного лица и т.д.
Относительно Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза (далее – Соглашение)
По информации Министерства иностранных дел при подготовке к подписанию и ратификации Соглашения казахстанской стороной проведены все необходимые процедуры.
Соглашением предусматривается установление с 2024 года единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию и диапазонов отклонений от нее в целях гармонизации акцизов в государствах-членах ЕАЭС.
Исходя из этого, величина индикативной ставки рассчитывается как усредненная предполагаемой ставки акцизов в 2024 году в государствах ЕАЭС с учетом темпа роста ставок акцизов в каждом государстве.
При этом, согласно статье 2 Соглашения индикативная ставка применяется в национальной валюте в эквиваленте величины ставки по курсу евро.
Кроме того, в целях совершенствования механизма обсуждения проектов международных договоров в рамках ЕАЭС Казахстан выступил активным сторонником разработки пункта 9.1.15 Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года. Согласно введенной норме должна быть сформирована правовая основа для проведения в ЕАЭС процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов международных договоров в рамках ЕАЭС, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.
В процессе международного сотрудничества Правительство Республики Казахстан руководствуется защитой суверенитета страны и национальных интересов, в том числе в ЕАЭС.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться