Emblem
Официальный ресурс
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Menu
Emblem
Close button

АЗРК РК выявило 58 системных барьеров на пути развития конкуренции — С. Жумангарин

Вторник, 26 Январь 2021, 12:36:58

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин на расширенном заседании с участием Президента Касым-Жомарта Токаева доложил о проделанной работе Агентства с момента создания.

Во-первых, разработана долгосрочная политика защиты и развития конкуренции.

Основой этой политики стало принятие указа по развитию конкуренции, который впервые объявил введение в стране активной конкурентной политики приоритетным направлением деятельности всех уровней власти.

В результате полным ходом идет подготовка национального проекта по развитию конкуренции, который будет включен в новую систему государственного планирования.

«Развивая национальный проект, мы понимаем, что конкуренция — это не абстрактное, а прикладное понятие, конкуренция — это тысяча мелочей, проблемных вопросов, барьеров», — подчеркнул С. Жумангарин.

По 7 основным направлениям созданы 23 рабочие группы, основная задача которых — развитие рынков, снижение барьеров доступа к ним. Уже проведено 73 заседания.

Во-вторых, в рамках концепции «слышащего государства» созданы краудсорсинговые площадки, позволяющие напрямую работать с бизнес-сообществом, с гражданским обществом.

В первую очередь, это площадка формата Open Space, где идет открытое обсуждение определенных рынков или отраслей. За короткое время выявлено 155 проблемных вопросов.

Для выявления различного рода барьеров созданы Советы по барьерам — по 12 человек в 17 регионах и один в центре, всего 216 человек. Руководит Советом представитель бизнеса. 

«На прошедших 40 заседаниях мы уже выявили 58 системных барьеров на пути развития конкуренции, которые Агентство прорабатывает через создаваемые с отраслевыми министерствами методсоветы», — сказал председатель АЗРК.

В частности, в сфере лабораторных услуг государство обладает исключительным правом на проведение исследований: на ВИЧ-инфекцию (Центр СПИД, КНЦДИЗ), пренатальный скрининг (2-ой уровень, родовспомогательные организации), «вторая читка» маммографических снимков (онкоцентры), судебная экспертиза (гослаборатории судебной экспертизы), иммуногистохимические исследования (цитологические гослаборатории), санитарно-эпидемиологические лабораторные исследования (РГП «НЦЭ»). Частные лаборатории лишены такой возможности.

В агропромышленном комплексе присутствуют барьеры доступа к субсидированию: для получения субсидий по возмещению части расходов необходимо содержать 5 тыс. голов КРС и овец, что неподъемно для мелких крестьянских хозяйств.

Как было отмечено, данные барьеры обсуждаются по мере поступления. К примеру, на методсовете с Министерством здравоохранения уже начинается разрешение одного из существенных барьеров на рынке долгосрочных контрактов для отечественных производителей.

Участник получает 2 балла за опыт фармацевтического производства более пяти лет за пределами Казахстана. Советом по барьерам отмечено, что это условие ущемляет права отечественных производителей, так как предоставляют фармацевтическим производствам с иностранным участием преимущество. ТОО «СК Фармация» в настоящее время разработан проект соответствующих Правил, в котором указанный критерий исключен. В целом, бизнес-сообщество страны поверило в Советы по барьерам.

В-третьих, все поручения Президента К. Токаева по снижению цен на ПЦР-тесты ( с 18 до 7 тысяч тенге у основного поставщика услуг), на медицинские маски (с 60 до 25-26 тенге), на антиковидные препараты (около 230 препаратов снижены цены на 27%) выполнены.

Агентство, начиная с этого года, на этапе регистрации цены на медикаменты будет проводить экономический анализ обоснованности ценообразования.

В-четвертых, весной 2021 г. начнутся первые прозрачные биржевые торги нефтепродуктами, углем, цементом, с/х продукцией. Для этого создан Биржевой комитет. В данный момент ведется масштабное обучение всех игроков. Совместно с Комитетом госдоходов как мера стимулирования разрабатываются правила ускоренного возврата НДС при экспорте для участников, использующих электронные счета-фактуры. По комбыт углю будет обеспечена возможность покупки угля местными поставщиками напрямую у разрезов, без посредников. С февраля заработает Ситуационный центр, где будут в режиме реального времени видны все торги.

Также С. Жумангарин коротко доложил о двух важных задачах на текущий год.

Задача первая — это решение трех взаимосвязанных регуляторных барьеров развития конкуренции, которые являются следствием государственного влияния на экономику и тормозят системные реформы.

Прежде всего, это вопросы наличия и доступа к «ключевой мощности». «Ключевая мощность» — это инфраструктура или средство, без доступа к которой конкуренты не могут предоставить свои услуги потребителям.

Чаще всего она создана исторически за счет государства и ее дублирование нерационально. В этой связи, хотел бы выделить несколько примеров:

1) Компания «Казахтелеком» владеет кабельной канализацией и линиями ВОЛС (волоконно-оптическими линиями связи). Имеется вопрос как доступа в эту кабельную канализацию для прокладки кабелей, так и к линиям ВОЛС. Это существенно затрудняет развитие новых или масштабирование действующих, в основном цифровых видов бизнеса на практически 19 млн рынке Казахстана.

2) Другой пример — положительный, это «Казахстан темир жолы». Тоже обладает «ключевой мощностью» — это магистральная железнодорожная сеть. Начиная с прошлого года, в рамках пилота впервые запущено 2 частных грузовых перевозчика. 

3) Население нашей страны. Мы называем это «коммунальное рабство»: безальтернативно пользуемся услугами домофонных, лифтовых компаний, вывоза мусора, телевидения, связи и везде одна обслуживающая компания. Все это происходит на этапе строительства и выдачи техусловий, либо в результате недостатков цифровизации сферы ЖКХ.

4) Много жалоб на доступ к подъездным путям, являющимся для бизнеса ключевым связующим звеном в логистике. К примеру, в результате приватизации появились:

АО «Центр транспортного сервиса» — ему принадлежит большинство подъездных путей в стране. Много жалоб на требование платы за полную протяженность подъездного пути без учета фактического проезда, что приводит к удорожанию стоимости услуги подъездных путей.

Другой пример — подъездной путь, которым владеет «Каскор-Транссервис» является единственной возможностью для грузооборота с портом Актау. Все это приводит к дополнительным издержкам бизнеса.

Следующий важный барьер — это искажение ценообразования.

Статья 116 Предпринимательского кодекса подразумевает 14 видов ценового регулирования. Государственное ценообразование во многом объективно обосновано, но иногда сдерживает развитие инноваций, конкуренции. Зачастую, мы видим, что происходит эффект «подтягивания цен.

«Пример — дифференциация тарифов в сфере естественных монополий. Мы дифференцируем тарифы, чтобы поддержать социально уязвимые слои населения, но благодаря этому мы поддерживаем всех физических потребителей — и обеспеченных, и слабообеспеченных. Более того, огромная нагрузка идет на бизнес и на бюджет, разрушается инфраструктура», — сказал С. Жумангарин. 

Основой изменения подходов могла бы стать цифровизация платежей посредством «социального кошелька», на который перечислялись бы «крашенные» деньги, которые можно тратить только на оплату коммунальных услуг для социально уязвимых слоев населения.

Подобного рода практику можно было бы сделать, к примеру, на рынках социально-значимых продовольственных товаров. Мировой опыт для этого есть.

Пример, рынок лекарственных средств. В 2019 году впервые были установлены предельные оптовые и розничные цены. К чему это привело. В среднем рост произошел в рознице на 53%, в опте на 36,5%.

Существенным барьером является избирательное покровительство или фаворитизм.

Фаворитизм проявляется в 3 видах. Это прежде всего меры господдержки, которые выражаются в субсидировании, налоговых льготах и т.д. В этой связи, необходимо выработать достаточно четкие и прозрачные правила и условия, чтобы не поддерживать на плаву нежизнеспособные компании, не искажать аллокативную эффективность конкуренции. 

Формой проявления фаворитизма также является нарушение принципа «Effet utile» конкуренции (полезное действие). Данный принцип ограничивает принятие антиконкурентных правовых актов, необоснованно наделяющих компании рыночной властью.

Для реализации принципа в указе уже дано поручение о внедрении механизма оценки воздействия на конкуренцию принимаемых правовых актов.

Кроме того, фаворитизм проявляется в создании различного рода единых операторов, частных монополий, назначение так называемых «чемпионов», посредством наделения исключительными или специальными правами. На сегодня только единых операторов насчитывается 53. 

Планируется разработать четкие и прозрачные подходы к их созданию такие же, как для госмонополий (конкурсный отбор, сменяемость, сроки присутствия, возмещение ущерба, прозрачность деятельности, в т.ч. сведения о доходах, конечных бенефициарах и т.д.).

Вторая важная задача — разгосударствление. 

«Мы сокращаем виды деятельности, где присутствует государство. На сегодняшний день госпредприятиям разрешено 157 видов деятельности, АО, ТОО – 242. Но это не является панацеей. Зачастую, хотя его функциональность уменьшается, предприятие не уходит с рынка. Возможным вариантом ускоренного разгосударствления может стать приватизация на основе укрупненного секторального анализа (метод ускоренной приватизации) с учетом административно-территориальной специфики», — пояснил председатель АЗРК.

Базовыми критериями для исключения госучастия при секторальном подходе можно определить долю МСБ, объем частных инвестиций в отрасль, оборот розничной торговли частных предпринимателей и т.д. К примеру, на уровне городов республиканского, областного и районного значения должны быть приватизированы стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия по благоустройству и т.д.


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот


Лента новостей
10 Апрель 2021, 13:33
Премьер-Министр РК А. Мамин и Премьер-Министр РУ А. Арипов дали старт проекту МЦТЭС «Центральная Азия»
09 Апрель 2021, 18:29
А. Мамин посетил г. Байконыр и провел переговоры с главой «Роскосмоса» Д. Рогозиным
09 Апрель 2021, 15:49
К. Токаев назначил Канатбека Жайсанбаева завотделом госконтроля АП РК
09 Апрель 2021, 15:40
12 апреля в Үкімет үйі состоится заседание Правительства
09 Апрель 2021, 10:04
К. Токаев принял министра иностранных дел России С. Лаврова
09 Апрель 2021, 08:43
А. Мамин обсудил с руководством «One Web» развитие спутникового интернета в РК
08 Апрель 2021, 19:11
Увеличение госзаказа на подготовку учителей, новый формат сдачи ЕНТ, лицензирование вузов — А. Аймагамбетов о деятельности МОН РК
08 Апрель 2021, 15:47
Нурлан Сауранбаев назначен председателем правления АО «НК «Қазақстан темір жолы»
08 Апрель 2021, 15:27
К. Токаев освободил Н. Сауранбаева от должности завотделом госконтроля АП
08 Апрель 2021, 14:08
Развитие торгово-экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС обсудили участники заседания Совета ЕЭК
07 Апрель 2021, 21:27
Нурсултан Назарбаев принял Председателя правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына»
07 Апрель 2021, 21:15
Президент принял министра иностранных дел Исламской Республики Иран
07 Апрель 2021, 21:05
К. Токаев принял Специального представителя по международному сотрудничеству
07 Апрель 2021, 18:00
Промышленность, строительство, занятость: итоги развития Жамбылской области за 2020 год
07 Апрель 2021, 16:38
Глава государства принял акима города Нур-Султана Алтая Кульгинова
07 Апрель 2021, 16:19
Госкомиссия рассмотрела дополнительные меры по поддержке МСБ
07 Апрель 2021, 08:46
Лоукостер «Wizz Air» намерен открыть авиарейсы в Туркестан и Алматы
06 Апрель 2021, 19:45
К. Токаев принял министра иностранных дел и внешней торговли Венгрии
06 Апрель 2021, 14:17
Заседание Правительства РК, 06.04.2021
06 Апрель 2021, 12:21
До 2025 года все дороги республики будут обеспечены придорожным сервисом — МИИР РК
06 Апрель 2021, 11:20
В РК подготовлены более 600 кабинетов вакцинации, 800 единиц морозильного оборудования и 3 тыс. термоконтейнеров — Минздрав
06 Апрель 2021, 10:08
В 2021 г. в РК будут реализованы крупные проекты по реконструкции и строительству 6 тыс. км автодорог
06 Апрель 2021, 09:53
В сентябре 2021 г. в РК завершится иммунизация 10 млн подлежащего вакцинации населения
05 Апрель 2021, 19:53
Электронный паспорт вакцинации, защита персональных данных и улучшение качества связи — развитие цифровизации в Казахстане
05 Апрель 2021, 17:27
К. Токаев провел кадровые изменения в структуре руководства Национального Банка РК
05 Апрель 2021, 15:05
6 апреля в Үкімет үйі состоится заседание Правительства
05 Апрель 2021, 14:34
Глава государства провел ряд кадровых назначений
05 Апрель 2021, 14:29
К. Токаев назначил специального представителя Президента РК по международному сотрудничеству
05 Апрель 2021, 12:00
Премьер-Министр РК А. Мамин и Президент Татарстана Р. Минниханов дали старт строительству шинного завода в г. Сарань
04 Апрель 2021, 10:28
Видеодайджест: «Главные события недели» №106
03 Апрель 2021, 16:30
Е. Тугжанов провел второе заседание Комиссии по земельной реформе
02 Апрель 2021, 19:17
Глава государства принял председателя «ФНБ Самрук-Казына» Алмасадама Саткалиева
02 Апрель 2021, 15:14
Премьер-Министры Казахстана и Кыргызстана открыли модернизированный пункт пропуска «Кордай - Ак Жол»
02 Апрель 2021, 14:21
К. Токаев принял председателя Национального банка Е. Досаева
02 Апрель 2021, 09:38
Нурлыбек Налибаев назначен заведующим Отделом регионального развития Канцелярии Премьер-Министра РК
01 Апрель 2021, 20:27
Президент провел совещание об эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции в стране
01 Апрель 2021, 18:57
Касым-Жомарт Токаев подписал ряд законов
01 Апрель 2021, 12:20
Привлечение инвестиций, производство промышленной продукции и создание рабочих мест — развитие Западно-Казахстанской области в 2020 году
01 Апрель 2021, 11:57
В Правительстве обсудили вопросы электронной торговли и новую стратегию ЕАБР
31 Март 2021, 20:47
Елбасы принял участие в неформальном Саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств
31 Март 2021, 20:33
Глава государства принял участие на неформальном саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в онлайн-формате
31 Март 2021, 19:08
Казахстан намерен укреплять сотрудничество с Германией в сфере транспорта и логистики
31 Март 2021, 16:55
Глава государства подписал ряд законов
30 Март 2021, 18:37
А. Мамин обсудил с президентом ЕБРР О. Рено-Бассо реализацию совместных проектов в РК
30 Март 2021, 18:20
Адльбек Сарсембаев назначен вице-министром индустрии и инфраструктурного развития РК
30 Март 2021, 18:17
Талгат Жанжуменов освобожден от должности вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК
30 Март 2021, 16:51
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 марта 2021 года №143
30 Март 2021, 16:47
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с Ахметжаном Есимовым
30 Март 2021, 14:10
Заседание Правительства РК, 30.03.2021
30 Март 2021, 13:42
Комплексный план социально-экономического развития СКО до 2025 года нарастит темпы роста экономики региона и обеспечит повышение качества жизни населения
Депутатский запрос
© 2019 - 2020 Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан.
Разработка компании SoftDeCo.