14 Март 2023, 15:53
Министерством внутренних дел РК разработан Комплексный план борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2023-2025 годы. Об этом доложил глава ведомства Марат Ахметжанов сегодня на заседании Правительства.
В начале своего выступления министр внутренних дел перечислил основные цели комплексного плана:
Комплексный план, в отличие от предыдущих документов, имеет ряд особенностей. По словам министра, ранее ведомство занималось только уголовным преследованием, и главной целью было разоблачение. При этом задача координации отошла на второй план.
«Из-за недостаточности систематического финансирования материально-техническое состояние снизилось. В результате преобладала борьба только с последствиями, а не с причинами наркомании», — сказал М. Ахметжанов.
В проекте комплексного плана определены:
– координационная функция Министерства внутренних дел;
– задачи каждого органа;
– большая часть мероприятий направлена на профилактику наркопреступлений;
– утверждены объемы финансирования.
К разработке документа привлечено более 2 тысяч граждан, около 10 неправительственных организаций. Также изучен зарубежный опыт.
В 2022 году в Алматы на базе Центрально-азиатского регионального координационного центра (ЦАРИКЦ) проект плана был обсужден с участием международных организаций (УНП ООН, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ), компетентных органов стран Центральной Азии, Беларуси, России и США, а также ряда экспертов.
В целом на наркоситуацию влияют 3 основных фактора:
1) трафик афганского героина по «Северному маршруту» через страны Центральной Азии, Казахстан, Россию и далее в Европу;
2) сырьевая база каннабиса в южных регионах (Шуская долина и Кызылординская область);
3) и наиболее опасный фактор – распространение синтетических наркотиков.
«Только в прошлом году правоохранительными и специальными органами выявлено около 3 тыс. наркопреступлений. Из них 60% – это сбыт наркотиков. Пресечена деятельность 4 организованных наркогрупп. Ликвидировано 70 подпольных нарколабораторий. Изъято 16 тонн наркотиков, в том числе 5,7 тонн марихуаны, 918 кг гашиша, 102 кг героина, 582 кг синтетики», — доложил министр внутренних дел.
Далее М. Ахметжанов остановился на основных направлениях Комплексного плана.
В эпоху развития высоких технологий наркобизнес также перешел в киберпространство. Широко распространена продажа наркотиков через телеграмм-боты и другие интернет-ресурсы. Например, каждое седьмое зарегистрированное в этом году наркопреступление связано с продажой наркотиков через интернет.
Конечно, МВД блокирует такие интернет-магазины. В этом году, например, были обнаружены и заблокированы 604 наркосайта. Но надо признать, что данная мера не решит проблему кардинально, так как новые сайты появляются быстро. А их выявление – процесс долгий. Установление организаторов еще сложнее. Потому как они находятся за рубежом.
Для перекрытия такого незаконного контента необходимо современное аппаратно-программное оборудование. В связи с этим Комплексным планом предусмотрено обеспечение соответствующими средствами. Они позволят автоматизировать выявление фактов распространения наркотиков через социальные сети и сайты.
Также система «Кибернадзор» обеспечит блокировку сайтов в онлайн-режиме. То есть искусственный интеллект сам выявляет и немедленно блокирует их. Одновременно с этим он способствует установлению пользователей и организаторов таких сайтов.
Еще одной проблемой является подпольное производство наркотиков. Для их выявления спецподразделения Национальной гвардии РК оснащаются дронами. Их задачей является проведение воздушной разведки по выявлению в труднодоступных местах посевов конопли и обнаружение нарколабораторий при помощи газоанализаторов.
Кроме того, важную роль играет повышение качественного уровня экспертизы наркотиков.
«Первые синтетические наркотики появились в Казахстане около 10 лет назад. А оборудование и методика исследования старые. За последние 4 года количество изъятой «синтетики» увеличилось в 100 раз. Поэтому судебная экспертиза данного вида наркотиков относится к категории сложных. Ее проведение занимает около 1 месяца и более», — пояснил глава МВД.
В свою очередь это негативно влияет на качество досудебного расследования. Не соблюдается принцип «неотвратимости наказания» в отношении подозреваемых. К примеру, без заключения эксперта невозможно применить меру «арест». По этой причине сегодня 108 преступников объявлены в розыск. В этой связи предусмотрено оснащение органов судебной экспертизы современным и качественным оборудованием.
Лечение и реабилитация наркозависимых лиц, а также формирование эффективной системы профилактики. В Казахстане на данный момент нет точного и достоверного учета наркозависимых. По мнению экспертов, фактическое количество наркозависимых в 5 раз превышает официальные данные. Для формирования полноценного отчета необходимо получать сведения из различных источников.
К сожалению, сегодня выявляются факты употребления наркотиков среди учеников. Поэтому планируется внедрение системы скрининга, которая позволит объективно оценить уровень наркотизации общества, а также выявлять наркозависимых на ранней стадии, в особенности среди подростков.
Кроме того, требуется повышение качества наркологической помощи и реабилитации. Для этого предусмотрены модернизация и ремонт наркодиспансеров, создание лечебно-трудовых мастерских для реабилитации наркозависимых.
«Транзитные наркотики и прекурсоры для изготовления «синтетики» поступают грузопотоком из приграничных государств. Они камуфлируются под видом товаров народного потребления и легальных химикатов. В связи с этим одной из мер Комплексного плана является обеспечение Государственной границы досмотровым оборудованием», — отметил М. Ахметжанов..
Согласно официальным статистическим данным, в Казахстане на динамическом наблюдении вследствие употребления психоактивных веществ состоит 108 851 человек, из них с зависимостью от алкоголя — 90 608 человек, от наркотических веществ — 18 243 человека. Среди лиц с наркозависимостью 1 498 женщин и 97 несовершеннолетних. Такие данные озвучил вице-министр здравоохранения Тимур Султангазиев.
«Отмечается тенденция роста числа лиц зависимых от новых психоактивных веществ, так называемых «синтетических» наркотиков», — добавил он.
За последние годы в службе охраны психического здоровья в части оказания помощи наркозависимым проведены следующие преобразования. Так, например, оптимизирована структура оказания медицинской помощи: в 2016 году 47 психиатрических и наркологических диспансеров были объединены в 17 региональных центров психического здоровья. Для повышения доступности амбулаторной помощи при городских территориальных поликлиниках были открыты 82 первичных центра психического здоровья и 203 кабинета психического здоровья при районных больницах в сельской местности.
В целях развития медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц увеличилось число отделений медико-социальной реабилитации с 5 до 11. Улучшается кадровая обеспеченность службы. Количество врачей психиатров-наркологов увеличилось на 12%, в 5 раз возросло число резидентов с 30 до 152 по итогам прошлого года.
С учетом состояния системы здравоохранения, имеющихся проблемных вопросов, были определены ключевые задачи и мероприятия, которые включены в проект Комплексного плана борьбы наркоманией и наркобизнесом на 2023-2025 годы. Министерство здравоохранения является основным исполнителем в 8 мероприятиях и соисполнителем в 9.
В Комплексном плане в целях повышения информированности населения, пропаганды здорового образа жизни предусмотрено проведение широкой информационной кампании среди всех слоев населения.
Повышение эффективности лечения лиц с зависимостями напрямую связано с медико-социальной реабилитацией, позволяющей закрепить сроки и продолжительность ремиссии и добиться полного излечения.
«На сегодняшний день трехэтапная программа доступна для пациентов только в 11 регионах. Необходимо продолжить работу по открытию отделений медико-социальной реабилитации совместно с местными исполнительными органами в остальных регионах», — сказал вице-министр здравоохранения Т. Султангазиев.
Также в Комплексный план включены мероприятия по улучшению материально-технической базы региональных и республиканских центров психического здоровья, совершенствованию подходов в финансировании службы.
Т. Султангазиев отметил также, что медицинская статистика отражает только количество лиц, обратившихся за помощью в государственные медицинские организации, и не может быть показателем реального уровня наркопотребления. В мире применяются различные методы определения уровня латентного наркопотребления. В этой связи будет изучен передовой международный опыт с посещением Европейского мониторингового центра по наркотикам и наркомании в г. Лиссабоне (EMCDDA). По итогам будет рассмотрен вопрос целесообразности создания аналогичного центра в Казахстане.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий ожидается увеличение доли лиц, снятых с динамического наблюдения с длительной ремиссией, расширение доступности медико-социальной помощи лицам с наркозависимостью путем увеличения числа отделений медико-социальной реабилитации с 11 до 20, увеличение охвата пациентов с опиоидной зависимостью поддерживающей терапией агонистами опиоидов с 370 до 500 человек.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться