Цифровой Казахстан: нам еще многое нужно оцифровать

Задел, который государство сделало в области цифровизации был абсолютно правильным. И, хотя есть мнение, что этого недостаточно, сегодня вполне очевидно – внешний шок в виде коронавируса дал понять: Казахстан, именно с точки зрения цифровизации, показал хорошую степень готовности, считает директор центра прикладных исследований «TALAP» Рахим Ошакбаев. Он уверен, если посмотреть на другие постсоветские страны, то можно увидеть: наша страна далеко не в числе худших.

По мнению Ошакбаева, судить в отношении всей системы и той большой работы, которая проделана в части цифровизации по тому, что «в условиях экстраординарной нагрузки», в частности, когда из-за большого потока людей падал портал Egov, — абсолютно неправильно. Так как само «Электронное правительство», цифровизация государственных услуг проведена «достаточно понятно и внятно». И сейчас значительную часть сервисов казахстанцы получают именно в электронном виде.

«Я менял права, поехал в спецЦОН и потратил на все это меньше часа. Все очень понятно: пришел, взял талончик, встал в очередь, сдал документы, сфотографировался, через 15 минут получил. Потом, когда я вышел, понял, что вообще можно было не ехать, можно было все сделать онлайн», — привел свой пример эксперт, подчеркнув, что если посмотреть динамику цифровизации госуслуг и самого портала, то она является «позитивной». «Да, первые дни Egov давал сбой из-за массового наплыва, как, допустим, сейчас по соцвыплате 42500 тенге. Сейчас даже отдельный сайт, который сделан, на нем одновременно может находиться 25 тыс. человек. Естественно, эта система не может объективно переработать все эти запросы, это нормально», — считает он.

В качестве примера Ошакбаев вспомнил сайт посольства Канады: несколько лет назад, когда Дональд Трамп победил на президентских выборах, американцы начали массово подавать заявки на получение вида на жительства и на получение гражданства Канады. В итоге, сайт не выдержал.

«Очень многие системы, в случае массового наплыва, не выдерживают, и в этом нет ничего критичного, страшного», — уверен директор центра прикладных исследований, отметив, что аналогичную ситуацию мы видим и в Казахстане по соцвыплате 42500, где «может не так быстро, но достаточно в оперативные сроки все заявки, которые есть, перевариваются». «Поэтому здесь воздевать руки к небу и рыдать, посыпать голову пеплом, мне кажется малоуместным. И делать апокалиптические суждения в отношении якобы полного провала цифровизации — тоже не нахожу большого повода», — уверен он. – «Да, есть еще очень много что нужно делать, но то, что уже создан большой задел — отрицать невозможно».

Если говорить о том, что Казахстан имеет в 2020 году, то это, как минимум недорогой и достаточно хорошего качества интернет. Ошакбаев считает, что в соотношении цена — «качество» наша страна в этом плане занимает одну из лучших позиций в мире в отношении доступности 4G.

«Если вы, допустим, садитесь в такси, вы видите, как таксист краем уха включает себе youtube, и слушает какие-то подкасты и выступления. Многих иностранцев это сразу ввергает в шок, потому что в большинстве стран мира потребление интернета 4G просто так в фоновом режиме – абсолютно недопустимо — это очень дорого. Для примера, в США 3 гигабайта интернета обойдутся вам в $50. И вы будете отключать потребление интернета в фоновом режиме. У нас, я думаю, сейчас мало кто экономит на интернете. Поэтому базовое большое достижение, которое есть, это качественный и доступный интернет 4G как минимум в большинстве городов и других населенных пунктах», — подчеркивает эксперт.

Второй вопрос – это цифровизация сел. В рамках программы «Цифровой Казахстан» была запущена программа широкополосного доступа к интернету, который должен дойти до всех сел с населением больше 50 человек. Ошакбаев признает, не все заявленные планы реализованы и исполнены в полной мере, но, тем не менее, к значительной части населенных пунктов подведен интернет.

«Возможно есть проблемы с последней милей, то есть раздача оптоволокна по населенным пунктам дальше – это та работа, которую нам надо продолжить. Но тем не менее, большая основа уже есть, большая работа проделана», — говорит он.

Третий момент – это цифровизация госуслуг через портал «Электронного правительства». И здесь, с точки зрения охвата и глубины, по тому, как работают ЦОНы, онлайн-услуги «мы одни из передовых стран в мире».

«Самое главное, динамика есть, динамика достаточно позитивная. Всегда были и есть шероховатости. Но сказать, что мы где-то застряли, стоим и ничего не сделали, точно нельзя. Есть вопросы. И предмет справедливой критики должен быть. Но в любом случае, нужно дальше продолжать. Я думаю, что нет худа без добра. Вот этот шок, карантинный шок, он создает основу для того, чтобы сейчас переосмыслить состояние цифровизации, которое у нас есть, и сделать акцент на многих других вещах», — рассуждает Ошакбаев

По его мнению, есть еще много направлений, которые можно оцифровать, это доступ бизнеса к кредиту, залоги, требования по дополнительному документационному обеспечению, по безопасности и ряд других. Но если судить в целом, заверяет он, то, как у нас сегодня оцифрованы ЦОНы, мы даже «гораздо лучше Грузии, которая была передовиком по реформам по ЦОНам».

«Поэтому нужно много еще что сделать, безусловно, но посыпать голову пеплом и говорить, что все провалилось, все плохо, я абсолютно не согласен», — резюмировал эксперт.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться