Алматинская область — важный транспортно-логистический хаб страны

Алматинская область — регион, потенциально важный для развития международной торговли и транзита грузов. Однако пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году нанесла существенный урон и торговым отношениям между странами, и транспортно-логистической системе. Как следствие, таможенные пункты пропуска практически были заморожены.

Так, в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР на пункте пропуска «Нур жолы» был усилен режим карантина и приняты меры по ограниченному пропуску автомобильно-транспортных средств. Также сопредельной стороной в отношении каждого автотранспортного средства проводилась дезинфекция и термическая обработка, длящаяся от 2 до 6 часов.

В целях урегулирования ситуации по ограниченному пропуску АТС в КНР Правительством Казахстана были поставлены задачи по принятию комплекса мер по увеличению товарооборота с КНР путем организации перевалки товаров, следующих из КНР в Казахстан. В рамках данных поручений на базе договоренности с Китаем организована перевалка товаров с АТС в составе тягача, зарегистрированного в РК (принадлежащего ТЛЦ) и полуприцепа, зарегистрированного в КНР (принадлежащего китайскому перевозчику), которые курсируют между двумя пунктами пропуска.

Данная модель функционирует в пункте пропуска «Нур жолы», в среднем в день в транспортно-логистические центры ввозятся порядка 20 единиц китайских прицепов с товаром. Указанный формат предоставил возможность ввозить товары без остановки, даже когда Китай совсем не принимал полуприцепы из Казахстана.

Кроме того, с 9 сентября 2020 года внедрена система электронной очереди на сайте GoCargo.kz, которая позволяет через мобильное приложение заблаговременно бронировать очередь. Система имеет «обратную» связь, путем оповещения перевозчиков через СМС-сообщения. На сегодня система функционирует в штатном режиме.

Вместе с тем с 1 июля 2020 года были открыты ранее временно закрытые (с конца марта) казахстанские пункты пропуска «Бахты», «Калжат» и «Майкапшагай», но сопредельные пункты пропуска на китайской стороне закрыты («Дулаты» и «Зимунай»). Пункт пропуска «Бахты» открылся 5 ноября 2020 года.

Также был создан Оперативный штаб по регулированию очереди. В состав участников Оперативного штаба входят аким Панфиловского района, пограничная служба КНБ РК, таможенная служба, РОП Панфиловского района, инициативная группа из числа водителей.

Кроме того, участок дороги из КНР в РК на таможенном посту «Нур жолы» передан на баланс ДГД по Алматинской области, что создало возможность отечественным перевозчикам перемещаться без уплаты суммы сборов за пройденный путь из КНР в РК. На текущий момент, учитывая эпидемиологическую обстановку, перемещение товаров осуществляется в следующем порядке.

Во-первых, с 19 августа 2021 года сопредельной стороной в целях увеличения потока путем сокращения обработки транспортных средств принимаются транспортные средства РК, имеющие только полуприцеп без тента (платформы). Таким образом, по состоянию на 13 сентября 2021 года КНР принимается более 50 транспортных средств в день.

Также сопредельной стороной принято решение осуществлять погрузку на транспортные средства с имеющимся каркасным основанием, благодаря чему погрузка на площадку для вывоза в РК осуществляется в течение получаса, что сокращает время и минимизирует контакты сотрудников таможенных органов КНР с водителями. К слову, за истекший период 2021 года перемещено 10 505 автомобильно-транспортных средств. При этом за 8 месяцев т.г. оформлена 4 061 декларация на товары. Поступления ТПиН за 8 месяцев 2021 г. составляют около 25 млн тг.

В Казахстане активно ведется работа по созданию специальных экономических и индустриальных зон. Основные цели таких зон — оказание господдержки частному предпринимательству, развитие приоритетных отраслей промышленности, передислокация промышленных предприятий из жилых районов, выпуск технологичной, инновационной продукции, замещение импорта.

Индустриальная зона «Береке», расположенная в Алматинской области, создана постановлением акимата области 17 октября 2016 года. Затем ТОО «Управляющая компания индустриальных зон Алматинской области» была определена управляющей компанией индустриальных зон «Кайрат», «Береке» и «Талдыкорган».

На сегодняшний день в связи планируемым строительством многоквартирного жилья согласно меморандуму, заключенному между акиматом Алматинской области и «BI Group» от 10 августа 2021 года, разрабатывается генеральный план города-спутника «Gate city» на большей части первоначальной территории индустриальной зоны (535 га). Вместе с тем для строительства и эксплуатации производственных зданий и сооружений выделен земельный участок общей площадью 44 га.

В июле текущего года был заключен договор об осуществлении деятельности в качестве участника индустриальной зоны с ТОО «FRUIT ART» по реализации инвестиционного проекта «Экспортный кластер с инновационными технологиями сублимационной сушки плодово-ягодного сырья». Сумма инвестиций – 35,5 млрд тг собственных средств, с созданием 300 рабочих мест. Инициатором проекта ведется подготовка к строительно-монтажным работам.

В 4 квартале т.г. ожидается представление проектной организацией «GRADO» нового генерального плана территории «Gate City». На основании этого плана будет разрабатываться концепция дальнейшего развития индустриальной зоны «Береке», учитывая перемещения основных границ севернее БАКАД.

Говоря о СЭЗах и индустриальных зонах, нельзя не выделить специальную экономическую зону «Хоргос – Восточные ворота». Так, «Хоргос – Восточные ворота» — стратегический объект для создания логистического хаба, соединяющего Китай, Центральную Азию и Средний Восток. Создана СЭЗ в 2011 г. со сроком функционирования до 2036 г.

Эта зона создана в качестве эффективного транспортно-логистического и индустриального центра, обеспечивающего интересы торгово-экспортной деятельности и реализации транзитного потенциала страны, а также для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для реализации инвестпроектов, ускоренного развитие региона, повышения занятости населения.

Общая площадь земельного участка СЭЗ Хоргос составляет 4591,5 га и состоит из нижеследующих:

  • сухой порт -129,8 га;
  • логистическая зона -224,9 га;
  • индустриальная зона - 224,4 га;
  • резервная территория -4 012,4 га.

Справочно: в логистической зоне из 124,91 га полезной площади, освоено 10 га. Свободных земельных участков в логистической зоне - 114,91 га. В индустриальной зоне из 149,49 га полезной площади освоено 50,9 га. Свободных земельных участков – 98,59 га. На территории сухого порта из 129,8 га полезной площади освоено 119,05 га. 10,75 га подъездные ж.д. пути.

Для строительства инфраструктуры СЭЗ «Хоргос» в период 2014-2016 гг. из республиканского бюджета было выделено 36,8 млрд тг. В ноябре 2016 года был осуществлен ввод в эксплуатацию всех предусмотренных проектом 68 объектов инфраструктуры СЭЗ «Хоргос». Это объекты энергетического хозяйства, комплекс водозаборных сооружений, подъездные, железнодорожные пути, сети связи, административные здания, пожарное депо и др.

Ключевым элементом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» является сухой порт, проект которого реализован в июне 2015 года. На сегодняшний день сухой порт успешно функционирует. На территории порта имеется несколько терминалов для перегрузки грузов с узкой на широкую железнодорожные колеи, а также склады временного хранения. Проложены 6 веток железнодорожных путей (3 по узкой китайской колее 1435 мм и столько же по широкой казахстанской – 1520 мм). Оператором сухого порта является ТОО «KTZE Khorgos Gateway». 

В целях управления СЭЗ Хоргос было создано АО «Управляющая компания «Специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные Ворота», 100% пакета акций которого принадлежит Управлению предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматинской области.

В 2017 году АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в рамках форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь» подписало инвестиционное соглашение с корпорацией COSCO «Shipping» и портом Ляньюнган «О совместном развитии свободной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота». Китайские партнеры совместно осуществили покупку 49% доли участия в компании-операторе сухого порта.

Сухим портом в 2018 году переработано 136 000 ДФЭ, в 2019 году – свыше 150 000 ДФЭ (условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости), в 2020 году – 210 000 ДФЭ. В первом квартале 2021 года объем составил 57 000 ДФЭ, перегружено 5977 тонн генеральных грузов и 6 320 тонн тарно-штучных грузов.

Кроме того, также необходимо отметить стратегическое месторасположение СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»: от порта Ляньюньган, который является плацдармом нового евроазиатского континентального коридора до СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», транспортировка грузов по железнодорожному пути занимает 5 дней. Транспортировка грузов от СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» до Роттердама (Европа) занимает порядка 9-10 дней.

На текущий момент в едином реестре зарегистрировано 30 участников. Из них 18 участникам выделены земельные участки на территории сухого порта, логистической и индустриальной зон СЭЗ (под реализацию проектов выделена территория 1 254,8 га из 4 591,5 га, предусмотренных генеральным планом).

На резервной территории СЭЗ выделены земельные участки для реализации следующих проектов:

1) ТОО «Hubei Kelison» – 1000 га для строительства «Китайско-казахстанского международного промышленного парка». Инвестиционная стоимость 330 млрд тг.

2) ТОО «Qazaq LNG» – 32 га для строительства завода по производству сжиженного природного газа. Инвестиционная стоимость 58,7 млрд тг.

Действующие проекты: 

  • ТОО «KTZE-Khorgos Gateway» (Сухой порт)

- проект запущен в 2016 г., стоимость – 36,38 млрд тг, 190 рабочих мест, мощность – 540 тыс. ДФЭ;

- деятельность — терминальные услуги, складское хозяйство.

  • ТОО «Заря ltd» (на территории сухого порта)

- проект запущен в 2018 г., стоимость – 1,51 млрд тг, 48 рабочих мест, мощность – до 15 000 единовременного хранения;

- деятельность — хранение и отгрузка зерновых.

  • ТОО «KIF Warehouses» (на территории логистической зоны)

- проект запущен в 2019 г., стоимость – 5 млрд тг, 50 рабочих мест, мощность – два склада общей площадью 25 тыс. кв.м.;

- деятельность — складские помещения класса А.

  • ТОО «QazProdGroup» (на территории индустриальной зоны)

- проект запущен в 2019 г., стоимость – 0,11 млрд тг, 150  рабочих мест, мощность – 2 400 пар обуви в смену;

- деятельность — производство обуви.

  • ТОО «Standard Steel KZ» (на территории индустриальной зоны)

- проект запущен в 2019 г., стоимость – 0,27 млрд тг, 6 рабочих мест, мощность – 10 тонн готовых изделий в сутки;

- деятельность — производство металлических изделий, кроме машин и оборудования; металлочерепица, профнастил, металлосайдинг.

  • ТОО «SSA Feed Mills» (на территории сухого порта)

- проект запущен в 2020 г., стоимость – 4,7 млрд тг, 66  рабочих мест, мощность – 60 тыс. тонн кормов в год, мощность элеватора – 15 тыс.тонн с дальнейшим расширением до 30 тыс. тонн;

- деятельность — строительство комплекса по выпуску комбинированных кормов и хранению зерновых культур.

  • ТОО «QAZAQ fruits» (на территории индустриальной зоны)

- проект запущен в 2020 г., стоимость – 0,04 млрд тг, 25  рабочих мест, мощность – 306 300 кг в год;

- деятельность — производство продуктов питания (макаронные изделия).

  • ТОО «Khorgos free zone logistics services» (на территории индустриальной зоны)

- проект запущен в 2020 г., стоимость –  0,03 млрд тг, 15  рабочих мест, мощность – складское помещение площадью 600 кв. м;

- деятельность — складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность.

Отмечается, что до конца 2021 г. планируется запуск 5 проектов на сумму 27,8 млрд тг с созданием 564 рабочих мест.

  • ТОО «Международная компания по развитию Шелкового пути «Восточные ворота» (постельное белье, шторы, одежда). Стоимость – 22,1 млрд тг, территория – 32 га, 1 этап проекта общей площадью 4000 кв.м., строительство завода по производству текстильных изделий проектной мощностью 450 тыс. ед. текстильных изделий в год и созданием 405 рабочих мест.
  • ТОО «Kok-tobe safflower» (сафлоровое масло). Стоимость – 0,20 млрд тг, территория – 0,5 га, строительство цеха по производству масел и жиров проектной мощностью 6 тыс. тонн в год и созданием 10 рабочих мест.
  • ТОО «Elite Baby Production» (детские подгузники, бумажные салфетки). Стоимость – 0,256 млрд тг, территория – 2 га, строительство цеха по производству бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения с созданием 80 рабочих мест.
  • ТОО «Казахстанско-китайский международный промышленный город» (БСУ). Стоимость – 4,8 млрд тг, территория – 4 га, строительство завода по производству товарного бетона с созданием 44 рабочих мест.
  • ТОО «East Gate Partners». Стоимость – 0,15 млрд тг, территория – 1 га, строительство цеха по производству варенья, джема, повидла и конфитюра из ягод и фруктов, проектная мощность – 300 тонн в год с созданием 25 рабочих мест.

Кроме того, необходимо отметить, что на данный момент проходит регистрацию ТОО «Тулома Салмон Казахстан». Данная компания планирует строительство завода по выращиванию атлантического лосося по технологии УЗВ (установка замкнутого водоснабжения) с установленной мощностью 2 500 тонн в год. В течение нескольких лет после операционного запуска завода планируется расширение мощностей завода до 5 000 тонн, а также строительство цеха филетирования.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться