Канат Мусин встретился с населением Павлодарской области

Министр юстиции РК Канат Мусин посетил с рабочей поездкой Павлодарскую область. Цель поездки — встретиться с местными жителями, рассказать о деятельности и основных направлениях работы ведомства, разъяснить некоторые законодательные нормы и изменения, связанные с ними.

Свое выступление министр начал с пакета реформ, озвученных Президентом страны в рамках Послания народу Казахстана. Канат Мусин пояснил в чем заключается работа органов юстиции, а именно в формировании и развитии национального законодательства, в реализации государственной политики в области оказания юридических услуг населению — деятельности нотариата, адвокатуры, юридических консультантов, охраны прав интеллектуальной собственности, исполнительного производства, судебно-экспертной деятельности, государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество.

«Самым большим правовым событием этого года безусловно явилось проведение всенародного референдума, внесение изменений в Конституцию страны и последующее внесение соответствующих изменений в национальное законодательство. Министерство юстиции является основным разработчиком всех тех конституционных законов, которые явились логическим продолжением внесенных в Конституцию изменений. Было соответствующее поручение Президента на этот счет», — сказал министр юстиции.

Были разработаны проекты конституционных законов «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан», проект закона, которым вносятся изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность политических партий, Ассамблеи народа Казахстана, Высшего Судебного Совета, органов местного государственного управления, порядок переформатирования Счетного комитета в Высшую аудиторскую палату, а также вопросы, связанные с конституционным принципом о принадлежности земли, ее недр, растительного и животного мира и других природных ресурсов народу Казахстана. Указанные законодательные акты подписаны Президентом страны. Они закрепляют изменения, внесенные в Конституцию.

Он отметил также изменения, касающиеся срока и кратности нахождения Президента у власти. Эта инициатива, которая была озвучена Главой государства 1 сентября текущего года, нашла воплощение в законе. Теперь после закрепления этого принципа в Конституции и в конституционном законе о Президенте, норма о том, что Президент избирается один раз сроком на 7 лет, вступила в силу и, как сказано в Конституции, является неизменной.

«Следующие изменения, которые давно ждали казахстанцы, – это создание Конституционного суда. Закон о Конституционном суде был принят на прошлой неделе, подписан Президентом, опубликован и вступает в силу 18 ноября текущего года. Конституционный суд начнет свою деятельность с 1 января 2023 года», — добавил К. Мусин.

Также министр разъяснил чем Конституционный суд отличается от других судов республики. Так, по его словам, Конституционный суд не входит в судебную систему, это самостоятельный орган конституционного надзора и его основная задача – проверка нормативно-правовых актов любого уровня на соответствие Конституции. Если в Конституционный совет мог обращаться только некоторый круг государственных органов и должностных лиц — Глава государства, председатели палат Парламента, депутаты палат Парламента численностью не менее 1/5 от их общего числа, суды и другие, то теперь в Конституционный суд могут обращаться и простые граждане Республики Казахстан.

Но есть и особенности. Конституционный суд – это не тот орган, где можно обжаловать решения судов общей юрисдикции. Судебные решения могут быть обжалованы, как и прежде, в соответствующих апелляционной, кассационной инстанциях. Конституционный суд может принять к рассмотрению обращение гражданина, утверждающего, что суд общей юрисдикции, который рассматривал его иск или иск в отношении него, применил в ходе его рассмотрения нормативно-правовой акт, который, по его мнению, не соответствует Конституции. То есть указанный нормативный акт может быть обжалован гражданином в Конституционном суде именно на предмет его соответствия Конституции. Соответственно от этого будет зависеть законно или нет вынесено судом решение по указанному иску.

Вместе с тем, из этого правила есть исключение. К примеру, если конструкция самого нормативного правового акта не допускает его толкование в ином смысле в виду императивности нормы, то есть, проще говоря, когда норма предусматривает «делать только так и никак иначе». В этом случае такой нормативный правовой акт тоже может быть обжалован в Конституционный суд даже если он не был применен судом.

«Иные обращения граждан, касающиеся других нормативных правовых актов, которые не применялись судами, или не носят императивный характер, не подлежат рассмотрению Конституционным судом. Безусловно с такими же вопросами могут обращаться в Конституционный суд и Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека», — добавил К. Мусин.

До конца текущего года будет происходить формирование Конституционного суда, состоящего из 11 судей, включая председателя и заместителя. Судьями Конституционного суда могут быть только высококвалифицированные юристы, имеющие стаж работы не менее 15 лет по юридической профессии, безупречную репутацию, и должны быть не моложе 40 лет. Срок полномочий судей длится восемь лет. При этом одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного суда более одного раза.

Председатель назначается на должность президентом страны с согласия Сената Парламента. Заместитель председателя назначается президентом по представлению председателя из числа судей. Четверо судей назначаются на должность президентом, трое судей назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента по представлению председателей Палат Парламента. То есть судьи Конституционного суда назначаются разными субъектами.

Существенно усилен статус Уполномоченного по правам человека, который определен уже в Конституции. Он обладает иммунитетом наравне с депутатами Парламента, судьями и Генеральным прокурором, который позволяет ему независимо от других государственных органов и должностных лиц осуществлять свои полномочия. Уполномоченному по правам человека предоставлено право присутствовать на заседаниях палат Парламента, беспрепятственно посещать организации, оказывающие специальные социальные услуги, а также учреждения уголовно-исполнительной системы.

У Уполномоченного по правам человека будут региональные представители, то есть небольшие аппараты на местах, что позволит ему быть представленным во всех регионах страны, владеть ситуацией в регионах по защите прав и свобод граждан.

Устанавливается ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека и его представителей. В целом всего это поднимает правозащитный институт – Уполномоченный по правам человека – на более высокий уровень, считает Канат Мусин.

Также были внесены поправки, вытекающие из соответствующих изменений в Конституцию, относительно перехода на смешанную избирательную систему, как при выборе в Мажилис Парламента Республики Казахстан, так и в местные представительные органы. То есть в Мажилис 30% депутатов будут избираться по одномандатным округам, а 70% – как и прежде по партийным спискам. В маслихаты регионов – 50% по спискам, 50% – по одномандатным округам; в районные маслихаты – 100% по одномандатным округам.

«Введен запрет для членов Конституционного суда, Центральной избирательной комиссии, акимов и их заместителей на членство в политических партиях. То есть эти должностные лица должны быть свободны от влияния политических партий. И если они являются членами партий, то должны из них выйти», — отметил глава Минюста.

Закрепляется также провозглашенная в Конституции норма о праве собственности народа на землю и ее недра, животный и растительный мир и другие природные ресурсы. Но при этом надо понимать, что указанная норма, закрепленная в Конституции, носит характер принципа, она сама по себе не порождает у каждого из нас право собственности на какую-то площадь земли или участок недр, она определяет, что пользование землей, недрами, растительным и животным миром и другими природными ресурсами должно осуществляться в интересах народа Казахстана. К примеру, Президентом страны было предложено часть дохода национального фонда, который формируется, как известно, в том числе за счет использования недр Казахстана, направлять на нужды детей. Вот это один из примеров реализации права собственности народа на землю.

Периодически проводимый Министерством юстиции анализ обращений граждан показывает, что чаще всего люди обращаются по вопросам деятельности нотариусов, адвокатов и юридических консультантов, связанной с оказываемой ими юридической помощью.

«В настоящее время принятыми поправками в Закон «О нотариате» процедура оформления сделки с недвижимостью упрощена, теперь оформить сделку можно у любого нотариуса по Республике без обязательного выезда гражданина по месту нахождения недвижимого имущества», — сообщил К. Мусин. 

20 июня текущего года также внесены изменения в Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», согласно которым расширился круг лиц, малообеспеченным и многодетным семьям, жертвам бытового насилия, пыток, инвалидам 1 и 2 категории, пенсионерам, гарантируется бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования. По словам Каната Мусина, за 9 месяцев текущего года по Павлодарской области оказана бесплатная юридическая помощь 6 000 гражданам.

Кроме того, указанным лицам может быть бесплатно предоставлена юридическая помощь в судах по ряду вопросов, но только не связанных с предпринимательской деятельностью (по вопросам взыскания алиментов в многодетных семьях, по вопросам бытового насилия; участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, военнослужащим срочной службы, лицам с инвалидностью, первой и второй групп, пенсионерам по возрасту). Право предоставления такой помощи помимо адвокатов теперь предоставлена и юридическим консультантам. То есть круг субъектов, которые могут оказывать бесплатную юридическую помощь, расширился, что также стало удобно для населения, поскольку с участием юридических консультантов можно охватить бесплатной юридической помощью гораздо большую аудиторию.

Также Канат мусин рассказал об упрощенном получении некоторых услуг. Так, например, свидетельство о рождении ребенка можно получить не приходя в ЗАГС, а путем использования портала электронного правительства или мобильных приложений банков второго уровня (Kaspi и Halyk банка). То есть сейчас формирование свидетельства о рождении происходит в автоматическом режиме.

«Справка о рождении ребенка из роддома передается непосредственно в систему ЗАГС, там формируется документ, родители получают смс-сообщение с поздравлением в связи с рождением ребенка с просьбой назвать имя ребенка. Отправляется ответное смс и автоматически оформляется свидетельство о рождении ребенка, которое можно получить в ЗАГСе в бумажном виде или прямо в смартфон в электронном виде. Таким образом мы облегчаем получение первого юридического документа нашим маленьким гражданам», — более подробно рассказал министр юстиции.

Внедрена ускоренная электронная регистрация прав на недвижимость на основании нотариальных сделок, что исключило необходимость обращения граждан в «Госкорпорацию» с бумажными документами для их регистрации, сокращен срок от одного рабочего дня до двух часов.

С июля 2022 года приняты поправки, предусматривающие регистрацию некоммерческих организаций в электронном формате посредством «электронного правительства», что исключает необходимость посещения ЦОНов для подачи бумажных документов на регистрацию.

В целом на сегодняшний день населению посредством приложения «eGovmobile» доступны 37 государственных услуг, оказываемых органами юстиции.

Министерство юстиции также занимается вопросами интеллектуальной собственности. По информации Каната Мусина, что не в полной мере закон регламентирует деятельность организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе. Поэтому были приняты поправки в закон об авторском праве. Теперь организации обязаны направлять каждому автору отчет о собранных суммах вознаграждений и удержанных из них сумм на его личный кабинет на сайте организации.

В некоторых случаях затрудняется взыскание алиментов из-за отсутствия у должника постоянного дохода и имущества. Поэтому министерство юстиции на постоянной основе проводят ярмарки вакансий совместно с акиматами для трудоустройства должников. Предоставлена возможность оплаты задолженности в онлайн режиме.

А вот исполнительное производство, по мнению министра юстиции, пожалуй, один из самых больных вопросов не только по Павлодарской области, но и по всей стране. Так, всего по Павлодарской области осуществляют деятельность 15 государственных и 90 частных судебных исполнителей.

В их производстве по сегодняшний день находилось 322 тысячи исполнительных производств, из которых 114 тысяч уже исполнено. Значительную часть из указанного количества составляют документы по взысканию алиментов. По Павлодарской области это порядка 17 тысяч дел.

Здесь следует отметить, что взыскание алиментов – это не разовое производство. Оно длится годами, пока ребенок не достигнет совершеннолетия. Безусловно здесь есть проблемы, которые иногда не находят своего разрешения. Есть случаи, когда отдельные должники, имея реальные материальные возможности, намеренно уклоняются от содержания своих детей, скрывают свои доходы, имущество. По всем проблемным исполнительным производствам о взыскании алиментов судебными исполнителями принимаются меры принудительного характера.

За 9 месяцев т.г. за неисполнение судебных актов по алиментным платежам по Павлодарской области к административной ответственности привлечено 173 должника (по РК 2 823), для привлечения к уголовной ответственности в органы внутренних дел направлено 110 представлений (по РК 1 309), в отношении 124 должников (по РК 13 271) выставлен временный запрет на выезд из Республики Казахстан.

«В некоторых случаях затрудняется взыскание алиментов из-за отсутствия у должника постоянного дохода и имущества. В этой связи региональными департаментами юстиции совместно с акиматами на постоянной основе проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства должников. К примеру, за 9 месяцев т.г. года по Павлодарской области было трудоустроено 327 таких должников», — сказал глава Минюста, добавив, что взыскание алиментов — это длительный процесс и требует значительных усилий, и поэтому отрадно, что в Павлодарской области есть 7 частных судебных исполнителей, которые специализируются на взыскании алиментов.

Министр полагает, что такая практика, в том числе по созданию специализированных контор по взысканию алиментов на примере городов Астана и Алматы, может стать фактором эффективного решения имеющихся проблем.

Что же касается процедур погашения задолженности, то для удобства граждан были созданы дополнительные сервисы. Предоставлена возможность оплаты задолженности в онлайн-режиме посредством терминалов, установленных в пунктах пропуска через государственную границу и в общественных местах, а также мобильных приложений Каспий банка и Казпочты (Kaspi.kz и Post.kz).

При полном погашении задолженности автоматизированная информационная система органов исполнительного производства (АИС ОИП) автоматически снимет аресты на счета и отменит запрет на выезд (справочно: Kaspi.kz оплачено 1 206 524 исполнительных производств на сумму более 44 млрд тенге (44 797 034 294 тенге), посредством Post.kz оплачено 10 159 исполнительных производств на сумму более 359 млн тенге (359 429 889 тенге).

С другой стороны не всегда граждане своевременно узнают о наложенных арестах, ограничениях в силу своей беспечности, учитывая наличие соответствующих информационных сервисов, также имеются и другие причины неосведомленности. Поэтому в настоящее время Министерство юстиции совместно с Министерством цифрового развития ведут работу над тем, чтобы была разработана единая система гарантированных уведомлений. То есть чтобы каждый казахстанец получал от всех государственных органов уведомление о наличии той или иной задолженности, о необходимости совершить какое-либо действие и т.д. При этом следует учесть, что никто уже не сможет сказать, что не получал уведомление или не был осведомлен, потому как с момента направления уведомления в эту систему гражданин будет считаться уведомленным.

Праворазъяснительная работа — еще одно направление деятельности Министерства юстиции. 

«Мало кто, наверное, знает, у нас есть круглосуточная бесплатная служба правовой помощи 119. Вы в любое время можете позвонить по номеру 58-00-58, набрав код города Астана, и получить консультацию по всем правовым вопросам. Существует бесплатная постоянно обновляемая информационно-правовая система «Әділет», которая позволяет ознакомиться с текстами всех официально зарегистрированных нормативных правовых. В других информационных системах, например, «Параграф», предоставляется доступ к нормативным актам за плату», — проинформировал он. 

Также Канат Мусин рассказал над чем сейчас работает ведомство. Так, в своем послании в сентябре этого года Президент Республики Казахстан поставил перед Министерством юстиции важнейшие задачи по коррекции уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также по расширению сферы административной юстиции.

Как известно, с принятием Административного процедурно-процессуального кодекса в стране больше года назад заработала административная юстиция, появились административные суды. Теперь любой гражданин республики может обжаловать решение или действие любого государственного органа, должностного лица в административном суде. При этом ему не нужно доказывать свои доводы, наоборот, тот орган или должностное лицо, чьи решение или действие обжалуются, обязан суду доказать, что действовал правомерно.

Как показывает практика применения Административного процедурно-процессуального кодекса, предусмотренные в нем правовые механизмы регулирования взаимоотношений гражданина с государством позволяют гражданину более эффективно защищать свои права. Если раньше, к примеру, из ста спорных дел житель страны одерживал победу максимум в 15 случаях, то на сегодняшний день граждане побеждают в судебных процессах в более 50 случаях.

«Кроме того, на Министерство юстиции возложена задача по ревизии уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Это очень большой пласт работы, которым раньше, как правило, занимались правоохранительные органы. Но для того, чтобы избежать влияние правоохранительных органов на формирование двух важнейших отраслей права, работа над ними была передана гражданскому ведомству», — сказал К. Мусин.

Он отметил также, что у Министерства юстиции нет правоохранительных функций, ведомство не осуществляет ни следствие, ни дознание. Поэтому нет и ведомственной заинтересованности. Есть задача обеспечить объективность в работе над уголовным и уголовно-процессуальным кодексами в целях справедливого отправления правосудия. С этой целью создан большой проектный офис, куда приглашены видные ученые, представители профессионального сообщества адвокатов и сотрудники правоохранительных органов.

Министр юстиции также напомнил жителям Павлодарской области о том, что функционирует круглосуточная правовая информационная служба 119 Министерства юстиции, которая оказывает бесплатные консультации населению по всем правовым вопросам. На сайте Министерства юстиции и на официальных аккаунтах в социальных сетях размещается вся праворазъяснительная информация.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться