Состояние государственного бюджета, проекты цифровизации и исполнение программы приватизации — итоги работы Министерства финансов в 2020 году

Сегодня состоялось заседание коллегии Министерства финансов РК. Участники заседания обсудили итоги деятельности ведомства за 2020 год и задачи на 2021 год. С докладами выступили министр финансов Ерулан Жамаубаев, председатели Комитета государственных доходов РК Марат Султангазиев, Комитета госимущества и приватизации РК Бакытбек Ташенев, Комитета казначейства Ануар Джумадильдаев, первый заместитель Премьер-Министра РК Алихан Смаилов.

Снижение теневой экономики до уровня стран ОЭСР – приоритетная задача министерства — Е. Жамаубаев

В государственный бюджет страны поступило 9 751 трлн тг, план выполнен на 102,7%. Рост по сравнению с 2019 годом составил 62,7 млрд тг.

В республиканский бюджет поступило 6 561 трлн тг., план исполнен на 100,3%. План по доходам перевыполнен на 22 млрд тг, из них налоги — на 16 млрд тг. 

Основная сумма перевыполнения приходится на корпоративный подоходный налог, налог на добычу полезных ископаемых, экспортную таможенную пошлину на сырую нефть.

По словам министра, расходы государственного бюджета исполнены на 98,2%, республиканского бюджета — на 98,3%, местных бюджетов — на 99,1%.

По республиканскому бюджету произведены расходы на сумму 14 трлн 234 млрд тг. Неисполнение составило 241 млрд тг. Из них 224 млрд тг — это сэкономленные деньги по резерву Правительства и прочая экономия. Не освоено — 15 млрд тг.

Ерулан Жамаубаев отметил, что дефицит республиканского бюджета в прошлом году составил 2,2 трлн тг. или 3,1% к ВВП. С учетом необходимости погашения ранее привлеченных займов в прошлом году осуществлено заимствование на 3 трлн тг., из них на внутреннем рынке привлечены 2,8 трлн тг.

«Учитывая минимальные валютные риски, привлекательные ставки, а также ограниченные ресурсы внутреннего рынка, осуществлен выпуск рублевых облигаций на 223 млрд тг.», — сообщил министр финансов.

Выпуск отмечен рекордно низкой стоимостью заимствования для Казахстана на фоне негативных настроений на мировых фондовых рынках и снижения нефтяных цен.

По его словам, на 1 января 2021 года госдолг составил 20,6 трлн тг. или 29,6% к ВВП, что не превышает установленного лимита в 50%.

В структуре госдолга 80% занимает правительственный долг в размере 16,7 трлн тг. или 23,9% к ВВП при лимите в 25%.

Комплексный план приватизации на 2016-2020 гг. исполнен.

«В прошлом году к реализации подлежало 76 объектов, из которых 12 объектов проданы на 101 млрд тг. 7 объектов направлены на реорганизацию и ликвидацию, а 2 объекта исключены из Плана приватизации. При этом 55 объектов включены в новый План приватизации на 2021-2025 годы. В результате доля государства в экономике с 2015 года по 2020 год сократилась с 19% до менее 15% к ВВП», — сообщил Е. Жамаубаев.

Что касается вопроса государственных закупок, то по словам главы Минфина, сегодня весь процесс госзакупок автоматизирован. На веб-портале зарегистрировано более 104 тыс. поставщиков и 26 тыс. заказчиков.

Объем госзакупок по сравнению с 2019 годом вырос на 30% и составил более 5,9 трлн тг.

«В прошлом году зафиксирована наибольшая экономия в государственных закупках в размере 485 млрд тг.», — отметил Е. Жамаубаев. 

Как сообщил Е. Жамаубаев, планируемую работу Министерства финансов можно сгруппировать по 5 ключевым блокам:

  • обеспечение сбалансированности и оптимизация бюджета;
  • цифровизация налогово-таможенного администрирования и снижение уровня «теневой» экономики;
  • повышение эффективности управления государственными активами;
  • дальнейшее совершенствование госзакупок;
  • повышение качества государственного аудита.

«В ближайшее время ожидается уточнение параметров и направлений расходов республиканского бюджета на 2021 год. С апреля начнем работу по формированию проекта республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период. При этом полностью будут учтены мероприятия предвыборной программы партии «Nur Otan» и стратегические инициативы Президента», — отметил глава Минфина. 

В целях совершенствования бюджетного процесса в декабре 2020 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс. Изменения предусматривают гармонизацию стратегического и бюджетного планирования, повышение экономической отдачи от вложенных средств, а также самостоятельности и ответственности госорганов.

Все они будут имплементированы в ближайшее время.

Также, как сообщил глава ведомства, в текущем году дефицит республиканского бюджета составляет 3,4% к ВВП или 2,6 трлн тг. Его финансирование планируется за счет средств внутреннего фондового рынка путем выпуска государственных ценных бумаг.

Однако, учитывая ограниченные ресурсы внутреннего рынка, неизбежно осуществление внешнего заимствования. Прежде всего, в высоко коррелирующей с тенге валютой — в российских рублях.

Также будут рассмотрены варианты заимствования путем выпуска еврооблигаций и привлечения средств у международных финансовых организаций. Помимо этого будет разработана среднесрочная программа по выпуску государственных ценных бумаг в иностранной валюте на бирже МФЦА.

Это позволит привлечь международных инвесторов на внутренний рынок и поддержит дальнейшее развитие биржи МФЦА.

«В целом, будет обеспечено своевременное и полноценное финансирование дефицита РБ на приемлемых условиях, с учетом сбалансированности структуры долга по срокам, без допущения пиков платежей, минимизации валютных рисков и по приемлемым ставкам. Поддержание уровня госдолга на безопасном уровне является одним из приоритетных направлений нашей стратегии», — добавил он. 

В 2020 году завершился первый этап реализации проекта «Развитие системы государственного планирования».

Благодаря этому формирование республиканского бюджета проведено исключительно в электронном формате.

В ИСГП имеется модуль стратегического планирования, позволяющий увязать показатели стратегических документов с бюджетными средствами.

В рамках дальнейшей цифровизации планируются интеграция с информсистемами госорганов, реализация функционала по инвестиционным проектам и проработка вопроса применения сервиса «Единое окно закупок».

В прошлом году по поручению Главы государства запущена система мониторинга выделяемых мер государственной поддержки.

Разработана соответствующая методика и информационная система.

Уже имеются предварительные данные по 67 мерам господдержки, оказанных в период с 2015 по 2019 годы.

«В текущем году оценкой охватим все меры финансовой поддержки, результаты которых в дальнейшем будут использованы для повышения качества планирования республиканского бюджета. В целях обеспечения прозрачности бюджетного процесса проводится работа с международными партнерами», — сказал министр финансов.

Как сказал Ерулан Жамаубаев, приоритетной задачей министерства является снижение теневой экономики до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Меры, принятые в рамках плана по противодействию этому на 2019-2021 годы, позволили снизить его уровень до 23,6% к валовому внутреннему продукту. В настоящее время ведется работа по обновлению плана по всем отраслям и системам экономики.

«Решение задачи по обеспечению бюджета стабильными источниками доходов мы реализуем за счет дальнейшей цифровизации налогово-таможенного администрирования. Только за последние 3 года вышеуказанные меры позволили бюджету выделить более 2 трлн тг. Для сокращения объемов «теневой экономики с 1 января 2021 года введен первый этап всеобщего декларирования. В связи с этим планируется проведение широкомасштабной разъяснительной работы», — добавил он.

Кроме того сейчас успешно функционирует система управления рисками. Она наделена инструментами аналитики больших данных и интеллектуального анализа.

Произведен повсеместный переход на применение онлайн-ККМ.

Для мониторинга таможенных операций в пунктах пропуска на границах с ЕАЭС создан «Ситуационный центр». За год эффективность досмотров увеличилась с 48% до 86%.

Удалось сократить с 30 до 5 дней время получения разрешительных документов благодаря объединению 13 информсистем в ИС «Е-окно».

Для удобства уплаты налогов разработано мобильное приложение «E-SALYQ AZAMAT». Аналогичное приложение «Е-SALYQ BUSINESS» разрабатывается для индивидуальных предпринимателей.

Дальнейшая работа по цифровизации предусматривает следующие меры.

Прежде всего, будут модернизированы Интегрированные база данных (ИБД) и система налогового администрирования (ИСНА). Это позволит автоматизировать получение актуальных сведений от госорганов в единой базе данных и повысить качество оказания госуслуг.

Планируется внедрение технологии блокчейн в администрировании НДС. Это существенно снизит риски уклонения от уплаты налогов и сократит сделки по обналичиванию.

В рамках работы по обмену сведениями со странами ОЭСР будет активизирована работа по деофшоризации экономики.

Уже в текущем году планируется получить первую информацию о счетах наших резидентов, открытых в 102-х юрисдикциях, в том числе, в странах со льготным налогообложением.

«По поручению Главы государства мы внедряем горизонтальный мониторинг для крупных налогоплательщиков. Он является эффективной моделью налогового администрирования, которая позволяет налогоплательщикам сократить затраты и минимизировать риски в рамках налогового контроля. Кроме того, это позволит сократить издержки по сопровождению налогового контроля», — пояснил Е. Жамаубаев. 

Кроме того в соответствии с поручением Президента по усилению контроля за трансграничной торговлей, будет разработан Комплексный план по противодействию нелегальному торговому обороту на границе.

В рамках плана определены следующие задачи:

  • в целях исключения лжетранзита и поставки товаров в адрес фиктивных получателей расширяется применение навигационных пломб на автотранспортные средства;
  • для полноты уплаты налогов вводится контроль по всей цепочке от импорта до розничной реализации путем оформления электронных сопроводительных накладных на товары;
  • обеспечивается обмен информацией о количестве и стоимости товаров с уполномоченными органами стран ЕАЭС;
  • проводится пилотный проект по цифровой маркировке алкогольной продукции. Дальнейшие меры налогового администрирования будут определены по итогам пилота.

Будут реализованы и другие мероприятия, направленные на борьбу с нелегальным торговым оборотом.

Ожидается дальнейшая модернизация пунктов пропуска с внедрением технологии искусственного интеллекта и автоматического управления потоками транспорта.

В рамках займа ЭксИмБанка КНР планируется строительство Ситуационного центра и модернизация 9 авто и 1 ж/д пунктов пропуска.

По примеру пункта пропуска «Нұр жолы» на всех участках границы, где наблюдается скопление транспорта, планируется внедрение системы «Электронной очереди». Она позволяет через мобильное приложение заблаговременно бронировать очередь. 

Сокращение доли участия государства в экономике будет активно продвигаться в рамках нового Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы.

При этом будут учтены внесенные изменения в законодательство, направленные на повышение эффективности процесса приватизации.

Основным эффектом от реализации Плана ожидается:

– сокращение доли государства в экономике до 14%;

– передача в конкурентную среду активов на 5 трлн. тг;

– привлечение стратегических инвесторов и повышение производительности труда;

– обеспечение широкого доступа МСБ к услугам, приватизируемых компаний.

Наряду с этим, в рамках проводимой работы по вовлечению активов в экономический оборот Фондом проблемных кредитов реализовано 790 объектов.

До конца года будут реализованы 1,5 тыс. объектов. 

В текущем году будет создан Профессиональный совет по аудиторской деятельности, в составе которого будут функционировать Комитет по контролю качества, квалификационная и апелляционная комиссии. 

«Система управления рисками является одним из главных инструментов в улучшении качества внутреннего госаудита. Она позволяет применять превентивные меры в отношении аудируемых объектов, допускающих нарушения. В целях дальнейшего развития электронного госаудита планируется внедрение аналитической платформы, широко охватывающей бюджетный процесс», — сказал министр финансов Е. Жамаубаев.

Выявляемые рисковые операции будут оперативно устраняться с помощью удаленного госаудита и отлаженного института профилей рисков немедленного реагирования.

Комитет казначейства МФ РК в 2020 году организовал проведение 2 153 госзакупок на общую сумму 160,1 млрд тг

В своем докладе председатель Комитета казначейства Ануар Джумадильдаев подвел итоги деятельности комитета за 2020 год.

В информационных системах казначейства функционирует четыре уровня бюджета (всего 2 564 бюджета):

  • 1 – республиканский бюджет;
  • 17 – областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы;
  • 200 – районных (городов областного значения) бюджетов;
  • 2346 – бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, для которых обеспечено дистанционное обслуживание органами казначейства приема и обработки финансовых документов и формирования отчетности, посредством информационной системы «Казначейство-клиент».

На данный момент в территориальных органах казначейства обслуживаются более 14 тысяч госучреждений, субъектов квазигоссектора и госзакупок посредством ИС «Казначейство-Клиент», за исключением госучреждений с особым режимом работы.

«Комитетом в течении года обеспечивалось своевременное проведение всех платежных документов от госучреждений и субъектов квазигоссектора в национальной и иностранной валюте, и в рамках ЕАЭС, операции по реконвертации поступлений в Национальный фонд в иностранной валюте, по погашению государственного внешнего долга, по перечислению в ГЦВП сумм пенсий, пособий и социальных выплат получателям», — сообщил А. Джумадильдаев.

В процессе обслуживания территориальными подразделениями казначейства за 2020 год была проделана следующая работа:

- загружено 609,2 тыс. планов и справок финансирования;

- зарегистрировано 487,3 тыс. заявок на регистрацию гражданско-правовых сделок, 3,3 тыс. заявок по внешним займам и софинансированию;

- проведено 10 176,3 тыс. счетов к оплате госучреждений и платежных поручений субъектов квзигоссектора/госзакупок;

- проведено возвратов из бюджета — 143,9 тыс. документов и зачетов;

- излишне уплаченных сумм поступлений в бюджет – 2 243,5 тыс. документов;

- принято, обработано и исполнено 2 422 заявки на конвертацию иностранной валюты;

- 2 307 заявок на реконвертацию и 3 792 заявления на перевод денег в иностранной валюте.

Глава Комитета казначейства отметил, что с ежегодным приростом учреждений, количество обрабатываемых документов в информационных системах казначейства в конце каждого отчетного периода увеличивается. В связи с этим серверные мощности комитета не справляются должным образом, так как используемое оборудование приобреталось в 2012 году.

Комитетом открыт 181 контрольный счет наличности государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Также исполнено 6 637 заявок на открытие и закрытие КСН государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, счетов субъектов квазигоссектора и счетов госзакупок.

Кроме того, комитетом выдано 181 разрешение на открытие счетов госучреждений в иностранной валюте.

Для покрытия дефицита наличности из Нацфонда в доход республиканского бюджета привлечен гарантированный трансферт в сумме 4 770 000 млн тг.

А также размещено государственных ценных бумаг на внутреннем рынке капитала на общую сумму 2 770 753,1 млн тг.

По итогам размещения в НБ РК временно свободных бюджетных денег получен доход в республиканский бюджет в размере 1 959,6 млн тг., в доход бюджетов областей в сумме 123,8 млн тг. 

Общая сумма поступления распределяемых ввозных таможенных, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, уплаченных в соответствии с Договором о ЕАЭС за 2020 год, составила 251,1 млрд тг.

Перечисления Республики Казахстан в бюджеты государств-членов ЕАЭС по сравнению с 2019 годом уменьшились на 13,3 млрд тг. (на 5,4%) и составили 233,7 млрд тг.

Поступления в республиканский бюджет от государств-членов ЕАЭС за 2020 год уменьшилось на 20,3 млрд тг. (на 6,1%) в сравнении с 2019 годом и составили 310,0 млрд тг.

Необходимо отметить, что сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным, специальным, антидемпинговым и компенсационным пошлинам между Республикой Казахстан и государствами-членами ЕАЭС сложилось положительным для нашей страны и составило 76,3 млрд тг. 

На 1 января 2020 года средства Нацфонда РК составили 27 469 965 млн тг.

За 2020 год с контрольного счета наличности Нацфонда, открытого в Комитете казначейства, перечислено на счет Правительства 1 402 645 млн тг.

Кроме того, от АО «Фонд проблемных кредитов» от продажи финансовых активов в Нацфонд РК поступило 20 623 млн тг.

Из Нацфонда в республиканский бюджет были перечислены 4 770 000 млн тг. в виде гарантированного трансферта.

Со счета Правительства оплачены расходы, связанные с управлением Нацфонда в размере 15 134 млн тг. 

Комитетом в рамках реализации казначейского сопровождения проведены госзакупки по 334 объектам строительства со сметной стоимостью 1,7 трлн тг. с условиями казначейского сопровождения.

В органах казначейства открыто 1 018 счетов госзакупок субъектам предпринимательства (331 – генподрядчикам, 687 – субподрядчикам).

«В целом, в рамках казначейского сопровождения система обслуживания субъектов предпринимательства в органах казначейства налажена, обработка платежей осуществляется в течение одного дня, в строго регламентированном порядке в режиме онлайн. Таким образом, обеспечивается ключевая роль казначейства по контролю за финансовыми потоками субъектов предпринимательства в строительной отрасли», — сообщил председатель КК РК.

Вместе с тем планируется дальнейшая оптимизация действующего механизма казначейского сопровождения направленная на сокращение цепочек исполнителей реализации БИП.

Совместно с представителями застройщиков и инжиниринговых компаний принято решение:

- по увеличению порога авансирования при расчете с импортерами;

- открытию счетов в казначействе только конечным исполнителям-субподрядчикам и сокращению количества платежей по накладным расходам.

На сегодняшний день данные вопросы согласованы с НПП «Атамекен».

Остались вопросы нормативного урегулирования. 

С 10 июня 2017 г. Комитет в соответствии с протокольным поручением Премьер-Министра РК начал регистрацию проектов ГЧП и концессий.

«С 1 марта 2019 г. процесс регистрации договоров ГЧП и концессии был полностью автоматизирован в ИАИС «е-Минфин», с 1 апреля 2020 года нам удалось автоматизировать процесс мониторинга учета гособязательств по проектам ГЧП. Данный процесс содержит полную информацию по проектам ГЧП, включая данные по фактическому исполнению и по планам на предстоящие годы, а также все подтверждающие документы», — отметил А. Джумадильдаев.

По состоянию на 1 января 2021 года зарегистрировано 838 договоров, в том числе 273 договора без гособязательств и 565 договоров с обязательствами на общую сумму 1 410,4 млрд тг. За счет средств республиканского бюджета – 9 договоров, в том числе:

- 5 договоров с гособязательствами на сумму 817,4 млрд тг.;

- 4 договора без гособязательств.

За счет средств местного бюджета – 829 договоров, в том числе:

- 560 договоров с гособязательствами на сумму 593 млрд тг.;

- 269 договоров без гособязательств. 

Комитетом казначейства была сформирована консолидированная финансовая отчетность по республиканскому бюджету за 2019 год.

«Консолидированная финансовая отчетность включается в состав годового отчета об исполнении республиканского бюджета, направляемого на рассмотрение и утверждение в Парламент. Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета в 2020 году впервые был проведен аудит. По результатам аудита даны рекомендации по учету финансовых инвестиций и совершенствованию методологии в сфере бухгалтерского учета и отчетности государственных учреждений», — сообщил глава комитета.

В целях исполнения рекомендаций Счетного комитета был утвержден план мероприятий, реализация которого проводилась в 2020 году. В рамках плана, совместно с госорганами была проведена работа по инвентаризации финансовых инвестиций и детализированы подходы по их учету при реорганизации, пополнении уставных капиталов несколькими госорганами и др.

По итогам проведенной работы были внесены дополнения в Правила бухгалтерского учета государственных учреждений по учету финансовых инвестиций и другие изменения в нормативно-правовые акты по учету и отчетности. 

По поручению Правительства Республики Казахстан была поставлена задача по контролю за использованием трансфертов общего характера (субвенций) регионами.

Для реализации контроля субвенций внесены изменения в Единую бюджетную классификацию в части распределения объемов субвенций по 13 функциональным направлениям в доходной и расходной частях местных бюджетов.

По состоянию на 1 февраля текущего года сформирован отчет об исполнении местных бюджетов с учетом указанного распределения, проведен анализ объемов субвенций по функциональным направлениям соответствующих областей и г. Шымкент. 

Комитетом казначейства, как единым организатором госзакупок, за 2020 год организовано проведение 2 153 госзакупок на общую сумму 160,1 млрд тг. (2017 г. – 2 099 закупок на сумму 132,2 млрд тг., 2018 г. – 2 962 закупки на сумму 118,6 млрд тг., 2019 г. – 3 435 закупок на сумму 216,9 млрд тг).

Сумма условной экономии по проведенным госзакупкам составляет 7,1 млрд тг. (2017 г. – 7,6 млрд тг., 2018 г. – 8,5 млрд тг., 2019 г. – 11,4 млрд тг.).

«Вместе с тем, в соответствии с Дорожной картой по реализации пилотного проекта «Централизация госзакупок» комитет проводил организацию единых госзакупок для 4 центральных госорганов (Министерства финансов, Министерства юстиции, Министерства сельского хозяйства, МИИР РК) и их территориальных подразделений», — сказал Ануар Джумадильдаев.

При реализации пилотного проекта ЦГЗ завершены в срок процедуры проведения по 572 госзакупкам на сумму 7,1 млрд тг., условная экономия по ним составила 921,1 млн тг. Снижение произошло в связи с введением чрезвычайного положения, объявленного в связи с распространением короновирусной инфекции, основная часть госзакупок проводилась специальным порядком осуществления госзакупок, утвержденным постановлением Правительства от 10 апреля 2020 года №191 ).

Также комитетом осуществляется формирование и ведение единых республиканских реестров в сфере госзакупок, в том числе Реестра недобросовестных участников госзакупок.

За 2020 год рассмотрено порядка 11 025 заявок заказчиков о включении в реестр недобросовестных участников госзакупок (2017 г. – 12 757 заявок, 2018 г. – 22 690 заявок, 2019 г. – 24 221 заявка). Из этого числа удовлетворено о включении поставщиков (потенциальных поставщиков) в Реестр 6 645 заявок (2017 г. – 9 151 заявка, 2018 г. – 16 777 заявок, 2019 г. – 19 671 заявка). Остальные обращения возвращены на доработку (заказчики направляют решения суда не вступившие в законную силу, а также при заполнении заявок заказчик некорректно указывает данные, например, указывают не тот номер договора). Также в последнее время имеются большие нарекания со стороны бизнес-среды по автоматическому включению в РНУ поставщиков, уклонившихся от заключения договора о госзакупках, а их количество в течение 2020 г. составило 2 238 (2019 г. – 3 779). 

В 2020 году внедрен Электронный депозитарий сведений и документов, подтверждающих опыт работы потенциальных поставщиков по работам в сфере строительства и проектирования.

В течение прошлого года потенциальными поставщиками в электронный депозитарий внесено более 140 тыс. сведений по опыту работы, которые подлежат верификации и подтверждению.

Из них, порядка 118 тыс. сведений (заполненные до 1 марта 2020 года), верифицировались территориальными органами казначейства.

На рассмотрение КК в 2020 году поступило 23,7 тыс. сведений, из которых подтверждены только 592.

Необходимо отметить, что достоверность определяется Комитетом казначейства МФ РК путем направления запросов в госорганы и только после получения положительных ответов госорганов данные сведения вносятся в электронный депозитарий. В 2020 году на определение достоверности сведений было направлено более 3 500 запросов.

«Одной из основных проблем при подтверждении является отсутствие в МИО «оцифрованных» данных до 2018 года, в связи с чем сверка производится вручную. При этом отмечаю, что верификации подлежит опыт за последние 10 лет», — отметил он.

Вместе с тем, в целях сокращения сроков рассмотрения планируется оптимизировать бизнес-процессы в части возможности подтверждения опыта строительства по данным информационной системы «Казначейство-Клиент», так как с 2014 года в данной системе имеются электронные копии актов ввода в эксплуатацию объектов.

Кроме того, согласно законодательству в области строительства, все вводимые объекты в эксплуатацию подлежат обязательной регистрации в органах ГАСК и архитектуры. В связи с этим председатель комитета предложил рассмотреть возможность интеграции ИС ЭГЗ и информационных систем МИО (ГАСК) по учету объектов строительства, в части выгрузки и прикрепления зарегистрированных актов ввода в эксплуатацию к актам выполненных работ, формируемых в ИС ЭГЗ.

Эта интеграция позволит проводить автоматическую верификацию опыта работы по объектам, финансируемых за счет бюджетных средств, а также не допускать проведения окончательной оплаты в органах казначейства по объектам не введенным в эксплуатацию. 

Также одной из основных проблем является большое количество поступающих сведений на рассмотрение в КК (23,7 тыс – 2020 год, 5,8 тыс – январь 2021 г.). При этом в связи с отсутствием методических рекомендаций по заполнению порядка 80% рассмотренных сведений отправлены поставщикам на доработку.

«Принимая во внимание, что рассмотрение и сверка уполномоченными органами проводится вручную, процесс занимает длительное время. При этом на момент подтверждения опыта работы у поставщиков отсутствует возможность участия в государственных закупках, что приводит к многочисленным запросам и жалобам. Данная ситуация значительно влияет на финансовую стабильность потенциальных поставщиков, а также создает социальное напряжение среди их работников», — сказал глава Комитета казначейства, предложив в связи с этим предоставить доступ потенциальным поставщикам для самостоятельной корректировки сведений и принятия участия в госзакупках, при этом, подтверждение достоверности опыта работы КК будет проводиться параллельно.

Вместе с тем, как сказал А. Джумадильдаев, необходимо ужесточить ответственность поставщиков и предусмотреть норму в законодательстве о госзакупках в части внесения в реестр недобросовестных поставщиков при предоставлении поставщиками недостоверной информации в электронный депозитарий (подделка документов по опыту работы). 

В завершении своего доклада Ануар Джумадильдаев озвучил предстоящие задачи комитета на 2021 г:

  1. доработка системы в части фактического и эффективного учета государственных обязательств при реализации проектов государственно-частного партнерства;
  2. обеспечение функционирования 4-уровневого государственного бюджета, своевременное и качественное проведение финансовых документов.

В 2020 году завершена реализация Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы

Председатель Комитета государственного имущества и приватизации МФ РК Бакытбек Ташенев доложил об итогах деятельности Комитета и его территориальных подразделений за 2020 год и ознакомил с задачами на 2021 год.

В доход бюджета и Национальный фонд от управления госимуществом и приватизации поступило в целом 146,2 млрд тг, что составило 100% от запланированной на год суммы. Исполнение расходной части по бюджетным программам Комитета составило 99,9%. В 2021 году стоит задача обеспечить поступления в размере 186,3 млрд тг.

В 2020 году завершена реализация Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы.  Территориальными департаментами комитета в 2020 году продан 1 191 объект из запланированных 1 209, или 98,5%, на сумму 1,9 млрд тг.

В целях совершенствования и повышения эффективности процесса приватизации, упрощению процедур продажи, сокращению расходов бюджета внесены поправки в Гражданский кодекс РК (Особенная часть) и Закон РК «О государственном имуществе».

«Приватизация будет продолжена в рамках нового Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы. В 2021 году перед Комитетом стоит задача реализация 7 объектов из запланированных указанным планом 8 объектов республиканской собственности», — сказал Б. Ташенев. 

Кроме того, на постоянной основе будет осуществляться работа по мониторингу реализации объектов коммунальной собственности и квазигосударственного сектора.

Также будет проведена работа по реализации 3 объектов республиканской собственности, находящихся на территории Кыргызской Республики.

По состоянию на 1 января 2021 года в республиканской собственности находятся:

- 181 РГП, в том числе 92 – на праве хозяйственного ведения, 89 – на праве оперативного управления (казенные);

- 147 АО;

- 34 ТОО.

В 2020 году в доход республиканского бюджета поступило порядка 142,7 млрд тг дивидендов на госпакет акций акционерных обществ, части чистого дохода на госдоли участия товариществ, части чистого дохода госпредприятий, при плане 142,6 млрд тг.

Задачи по данному направлению:

  • обеспечить исполнение плана поступлений дивидендов на госпакет акций акционерных обществ, части чистого дохода на госдоли участия товариществ, части чистого дохода госпредприятий в сумме 173,5 млрд тг;
  • повышение эффективности деятельности субъектов квазигосударственного сектора;
  • развитие корпоративного управления в организациях с учетом мировых передовых практик через внедрение национальных стандартов корпоративного управления, разработанных национальным советом по корпоративному управлению при НПП «Атамекен»,
  • оптимизация расходов субъектов квазигосударственного сектора.

По состоянию на 1 января 2021 года по республике переданы в аренду помещения общей площадью 119,183 тыс. кв.м., по 2 612 договорам и оборудование по 82 договорам аренды объектов республиканской собственности.

«За 2020 год поступления от сдачи в аренду ДГИП республиканского имущества составили 1,1 млрд тг, задолженность по аренде составила 18,8 млн тг, из них на сумму 15,6 млн тг были инициированы меры взыскания в судебном порядке», — сообщил Б. Ташенев.

С учетом остатков имущества, в 2020 году на учете ДГИП числилось 21,2 млн ед. Закреплено и передано за 2020 год на балансы госюрлиц имущество стоимостью 2,6 млрд тг. Уничтожено и утилизировано имущество в количестве 7,9 млн ед. Возвращено имущество в связи с отменой/изменением судебных актов 2,1 тыс.ед. Реализовано данного имущества на 2,3 млрд тг.

В нынешнем году в Казахстане запустят информационную систему для предпринимателей «E-Salyk-business»

«Прошлый год был сложным и для Казахстана, и для всех стран. Глобальный кризис, вызванный пандемией, затронул все сферы жизнедеятельности и вызвал проблемы, требующие быстрого разрешения.

В этой связи Правительством был принят ряд мер по стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации, обеспечению экономической стабильности, поддержке благосостояния населения и полному выполнению социальных обязательств. Важную роль в сохранении экономической стабильности в стране сыграло Министерство финансов», — сказал Заместитель Премьер-Министра РК Алихан Смаилов.

В 2020 году бюджет был исполнен в условиях спада глобальной экономики, снижения торгово-экономической активности в мире и серьезных ограничительных мер.

В этой связи, были значительно пересмотрены прогноз социально-экономического развития и параметры бюджета.

А. Смаилов отметил, что цель по исполнению уточненных параметров бюджета и финансовому обеспечению задач, поставленных руководством страны, министерством в прошлом году была выполнена. И в этом, по его словам, большую и результативную работу провел Комитет госдоходов Минфина.

«Надо отметить хорошую работу КГД, ДГЗ и бюджетного блока Минфина. Общий объем антикризисных мер Правительства по поддержке экономики и населения в прошлом году составил 6,3 трлн тг, что составляет 9% к ВВП», — добавил он.

Среди задач, стоящих перед Министерством финансов РК, А. смаилов отметил следующие.

Первое. Повышение доходной части бюджета и снижение уровня «теневой» экономики. Это остается главным приоритетом в работе министерства.

Для этого важно продолжать работу по цифровизации и совершенствованию информационных систем министерства и его комитетов, их интеграции с другими системами.

В частности, проведение полной «оцифровки» процедур налогового контроля и обеспечение дистанционного мониторинга исполнения налоговых обязательств позволят совершенствовать налоговое администрирование.

«Внедрение национальной системы прослеживаемости, электронные счета фактуры, электронные накладные на товары, система маркировки товаров, электронное бюджетное планирование, информационные системы анализа эффективности бюджетных расходов на меры господдержки, внедрение технологий искусственного интеллекта, Big Data и Blockchain. Все это очень важные направления работы. Здесь надо учесть замечания и предложения бизнеса в части недублирования сведений, простоты и легкости представления сведений в налоговую систему», — сказал А. Смаилов. 

Заместитель Главы Правительства добавил также, что в текущем году крайне важно запустить информационную систему «E-Salyk-business» по аналогии с российской системой «Мой налог» для предпринимателей.

Предполагается, что она позволит легко регистрироваться предпринимателям, уплачивать налоги и сдавать отчеты в автоматическом режиме.

Кроме того актуальными являются вопросы совершенствования налогообложения в сфере недропользования, транзакций в «офшоры», усиления контроля за выводом капитала из страны, а также декларирования и расхождений в таможенной статистике между странами-партнерами.

В частности, перед Министерством финансов стоит задача по модернизации и автоматизации таможенных пунктов по приоритетным транзитным направлениям, сокращению времени таможенного оформления в 5 раз.

«Министерству финансов совместно с заинтересованными госорганами и НПП «Атамекен» необходимо до конца марта разработать и внести в Правительство подходы по Комплексному плану противодействия нелегальному торговому обороту на границе», — подчеркнул А. Смаилов.

Второе. В целях повышения эффективности расходования государственных средств путем ведения посубъектного мониторинга всех получателей мер господдержки Министерству финансов нужно ускорить доработку и наполнение соответствующей информационной системы.

Следует принять специальную Методику оценки эффективности мер господдержки, проект которой сейчас на согласовании в госорганах.

Для выработки предложений по оптимизации непродуктивных расходов госбюджета и квазигоссектора необходимо создать рабочую группу, в составе которой будут депутаты Парламента, представители госорганов и общественности. Здесь же стоит учесть рекомендации Счетного комитета.

«Такую работу мы проводили в прошлом году. Необходимо ее провести и в текущем году перед формированием очередного трехлетнего бюджета», — отметил Алихан Смаилов.

Министерству совместно с НПП «Атамекен» следует ускорить интеграцию ИС «Единое окно закупок» для полноценного использования сервиса в бюджетном процессе.

Также следует наладить работу по казначейскому контролю целевого использования выделяемых регионам трансфертов общего характера.

Кроме того, по предложению вице-премьера,стоит выработать новые подходы по обеспечению руководителей госорганов служебным автотранспортом.

Третье. Важно продолжить совершенствование системы госзакупок.

В частности, необходимо пересмотреть систему защиты интересов отечественных товаропроизводителей.

Также стоит реализовать в информационной системе госзакупок изъятия из национального режима. 

В текущем году важным является принятие Закона «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».

Четвертое. Правительством принят Комплексный план приватизации на 2021-2025 гг. Планируется приватизировать 736 объектов. 40% должно быть продано уже в текущем году.

«Для этого необходимо принять срочные и активные меры по развертыванию этой работы, в первую очередь, в регионах. Нужно утвердить Дорожные карты по реализации каждого объекта и усилить мониторинг за своевременным и полным исполнением плана госорганами, акиматами и АО «Самрук-Казына», — сказал Заместитель Премьер-Министра РК.

Пятое. В текущем году стоит задача по привлечению средств для финансирования дефицита бюджета в 3,4% к ВВП и обслуживания госдолга. 

Следует спланировать график работ по направлениям привлечения.

В целях дальнейшего развития фондового рынка также следует разработать среднесрочную программу по выпуску государственных ценных бумаг на бирже МФЦА.

Шестое. С текущего года в Казахстане вводится Всеобщее декларирование, которое пройдет в 4 этапа.

На 1-м этапе декларированию подлежат государственные служащие, лица, приравненные к ним, а также супруги указанных лиц.

В этой связи, Министерству финансов нужно провести разъяснительное информирование и обеспечить бесперебойную работу информационных систем и мобильного приложения.

В заключение Алихан Смаилов отметил, что текущая работа финансово-экономического блока Правительства будет проводиться в соответствии с задачами, определенными в Послании Главы государства народу Казахстана и предвыборной программе партии «Nur Otan».

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться